1. Философский реализм
Русский классический реализм принято назвать «философским». Разумеется название это условно . смысл его заключается в том .что в реализме этого типа человек рассматривается в его сущностных признаках и связях с миром. Здесь художественный мир мыслится как универсум-подобно философским представлениям о нём. Художественный метод «философского» реализма предполагает исследование внутреннего мира человека в его потенциале, а через внутренний мир –выявление характера связей человека с обществом и миром.
Реализм – это литературное направление.
Романтизм связан со средневековой эпохой (романский стиль). Это подход к человеку изнутри, связанный с распространением христианской религии. Связь религии и искусства. Романтизм средневековья – это классический романтизм, связанный с таинствами, а романтизм 19 века был уже другой. Гегель сказал, что современный романтизм испускает дух, он относится к действительности, как к действительности испорченной, потому что смысл есть в духовной культуре, а в действительности его нет. Действительность существует как некая бессмыслица, отсюда и отношение писателей к ней. С эстетической точки зрения эта действительность неизменная, и человек, не обладающий духовной культурой, заслуживает только язвительного смеха (персонажи Гоголя). Когда наступает эпоха реализма, то меняется худож.парадигма – это более широкое понятие , чем литературное течение. Литература коньюктурна, ей нужен эффект (например, жанр баллады, когда через Жуковского писатели познакомились с этим жанром, то это было для них ново, такого жанра в рус.литературе и культуре не существовало, мир реальный и мир таинственный, запредельный.
ФР(40-60-е гг.) : «Воина и мир» Толстого 70-е:обращение к учительной лит-ре.(Достоевский, Лесков, позд. Толстой) Здесь чел представлен во всех свойствах и качествах, главный вопрос здесь – что такое чел (феномен чела). 2 стадии ФР: 1) 20-30 гг метафизический (символический) реализм (Пушкин, Лерм-ов и Гоголь). Например, у Лерм-ва: демон – это воплощение мечты, Тамара – прообраз женщины, женского сознания, она ушла в монастырь, но мечта ее жива. Ее сознание порождает демона. Это некий миф, в котором отражен потенциал человеч-го. Здесь близка еще связь с романтизмом. У роман-ма установка на выразительность, а у реализма – на достоверность. 2) 40-60 гг Герцен, Гончаров, Тургенев. Роман включает в себя множество проблем. Худ лит-ра сосредотачивается на типическом. Действительность давит на наше сознание. Артур Шопенгауэр: чел есть воплощение воли: чел стремится к жизни как все живое. Героем романа является чел отобранный. ФР предполагает отобранного героя. Философский роман изначально стремится к энциклопедичности, в нем все есть. Реализм предполагает точную прозаическую речь, чтоб изобразить действит-ть. Роман прикреплен к эпохе, охватывает круги общества. А в сознании читателя мир- это все люди, а роман оставляет их за пределами. Эстетика ФР – философское мышление – это мышление абстрактное, а мышление худож-ое – чувственное, оно включает в себя эмоции. Чел – сущ-во эмоциональное. Эстетические категории – это, например, юмор, сатира, ирония, сарказм. ФР охватывает всю гамму этих категорий: и трагическое, и комическое. Эстетика ФР стремится к охвату ценностей. Писатель ФР смотрит на мир изнутри героя. Чел изображается как некий соц тип.
- 1. Философский реализм
- 2. Позитивистский реализм
- 3. Г.И.Успенский Творч.Трактовка темы «народ и интеллиг-ия» в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли».
- 5. Жанровая специфика и тематика «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
- 6. Сатирич.И психологич.Элементы в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
- 7. Реализм раннего Лескова. «Леди Макбет».
- 8. «Очарованный странник».
- 10. Жанр сказа у Лескова.
- 9. Рассказы о праведниках Лескова.
- 11. Бахтин о поэтике Достоевского.
- 12. Жанр. Специфика романов д. 60-х- 70-х.
- 15. «Идиот». Князь Мышкин. Трагич. Вина.
- 13. «Преступление и наказание».
- 14. Эпич. И драм. Элементы в «Идиоте».
- 16. «Братья Карамазовы». Точки зрения.
- 17. «ВиМ».Жанр. Специфика.
- 18. Худ прост-во в «ВиМ».
- 19. Эстетич. Концепция человека в «ВиМ».
- 20. Мысль народная в романе «ВиМ».
- 21. Женские образы в «ВиМ» Толстого.
- 23. Жанр «Анны Карениной».
- 22. «Анна Каренина».
- 24. Народные рас-зы Толстого
- 25. Реализм позднего Толстого.
- 86 Году написал первую после перелома повесть. «Смерть Ивана Ильича». В основу положен реальный случай. У него был брат Иван Ильич. Скучная сельская жизнь.
- 26. «Отец Сергий» Толстого.
- 27. Социальное и духовно-нравственное в отношениях героев ром. Толстого «Воскресение»
- 28. Роман Толстого «Воскресение» как итог развития русского классич.Реал-ма. Жанровая хар-ка романа.
- 29. Стилевые доминанты в ром.Толстого «Воскресение» и их идейная функция.
- 30. Ранний Чехов.
- 31 История души челов-ой» Чехова. «История души челов-ой» Чехова
- 32. Интерпретация любовной темы
- 33. Дуэльный конфликт у Чехова
- 34. «Маленькая трилогия» Чехова.
- 35. Драматургия Чехова.
- 36 Чехов, «3 сестры».
- 37 Новаторство ч.- драматурга
- 38. В. Гаршин.
- 39. Проб-ка и пафос повестей в.Г. Короленко.
- 40. Жанр и стиль «Братьев Карамазовых».