logo
шпоры афанасьев

16. «Братья Карамазовы». Точки зрения.

Вопрос о точках зрения восходит к идеям Бахтина о том, что романы Достоевского полифоничны. У д. голосам придается большее значение, чем в ТВ-ве др. писателей. Романы д. похожи на «споры». Роман БК начинается с того, что герои выражают разные т.з., каждый свою. Д. создает иллюзию, что герои в ходе спора в состоянии обрести истину. дост. являет нам различные точки зрения на природу человека, но возникли они не в 19 веке, а накапливались в течение долгих веков. В целом роман – большой диалог. Здесь сталкиваются полярно противоположные идеологии, от грешников о святых. Дьявольское и божественное пронизывают весь роман. Это битва от начала и о конца. четыре брата Карамазовых представляют четыре наиболее харак-ых типа нрав. сознания и вместе с тем четыре типа дух. дея-ти. Алеша Карамазов – жизнерадост. чел. Религ. правдоискатель, монастырский послушник. Алеша умеет видеть в любом человеке носителя лика Божьего. В старце Зосиме он видит хранителя народной веры. Его задача - перевоспитание др. людей. Он д. пройти ч/з все кипящие котлы жизни. д. надеется, что он будет достойным человеком – не потонет. М. сказать ,что это символ чел. вообще. Смердяков (незаконорожд. сын) – практик-делец, оправдывающий теорией Ивана любое преступление. Иван – теоретик и атеист, философствующий чел., интеллектуал. ненавидит старшего брата и отца – толчок его мировоззрения. Его не удовлетворяет христ. объяснение справедливости. он не хочет признавать, что страдания будут искуплены райской жизнью. для него сущ-ие зла в мире док-т отсутствие бога в мире. Неверие в Бога и бессмертие, по его убеждению, дает чел-у ощущение полной свободы и безнаказанности. Тезис Ивана – 2все позволено». Его братом Смерядковым эта идея была воспринята как санкция на преступление. Предлагает вместо сажения чел. в тюрьму отлучать его от церкви. идеи Христа замечательны, но для обыкновенного человека неподъемны. Человек двойственен – в нем добро и зло равноправны, они привлекают с равной силой. Если даже природу эту человека табулировать, то все равно она будет прорываться – как след. увлечение человека злом. Иван Карамазов выступает как теоретик, отец его Федор – как практик (чел., похожий на чудовище; гедонист, сладострастник в отношении к жизни, любит наслаждения, его жизнь – сплошной подвиг, 3 сына от разных жен, у него не было намерения создать семью), а Дмитрии находится м/у двух полюсов, его натура влечет его в бездну, ко злу, он осознает, что это плохо. Дмитрий – личность неуёмная. соц. опасная. В Мите особо акцентировано религ. чувство, бессознат., но окрашенное сильным темпераментом – в Бога он верует истово. Зосим – старец, наставник Алеши, считает, что в человеке добро недостаточно проявлено. Человек думает, что ему позволено все и сразу, а человек д. воспитывать себя. Структура романа – развитие человека от плотского к духовному. Если обычно в романах пов-ль царствует в романном мире, то у д. все по-другому. Повествователь отодвинут на задний план, а на первый план выходят герои со своим видением мира. Роман начинается с бунта, а кончается примирением всех – это есть нрав. христ. закон.