logo
шпоры афанасьев

39. Проб-ка и пафос повестей в.Г. Короленко.

Писатель 80-90-х гг, прозаик. В его творчестве проступают следы поз. реализма. Это выражается в типе героя. У позитивистов –это маленький чел, чел из соц низов. Короленко – темпераментная личность, страдал за свои убеждения. Сам из Полтавы. Его сибирские впечатления составили в основном его произведения. Другой признак К. – активная роль повествователя. У него очерковая манера повествования. По фигуре повеств-ля мы судим о самом авторе. Жанровые формы К.: тяготение к очерку. Стиль во многом очерковый. Перед нами персонаж из личного жизненного опыта. Для К. харак-н общий страдальческий пафос, автор выступает как гуманист, он сострадает маленькому челу. Это характ-но для позитивизма. Короленко присущ романтический пафос (окрыленность чела). У него герои все время в движении, тип бродяги. Отношение к ним овеяно романтич ветром. Ободренный поддержкой Успенского , молодой К. выпускает «сибирские рассказы». В большинстве этих рассказов на фоне символически угрюмой и мрачной природы развертывались образы сильных, беспокойных людей, борющихся и ищущих «белого света и вольной воли». Это- «Сон Макара», «Соколинец», «Убивец» и др. К. продолжал традиции в изображении сибирского крестьянства, ямщиков, бродяг. В то же время он сумел преодолеть натурализм, увлечение подробностями быта, этнографическим мат-лом. К. показал типические явления соц и бытовой жизни, он создал яркие образы крестьян, переселенцев, ямщиков, каторжников. Он поставил в своих рассказах и очерках ряд острых вопросов о жизни народа. К. по существу первым показал старую Сибирь в высокохудожественных картинах. «Соколинец» (рассказ) - большое место занимает исповедь героя (очерковая манера). К. вводит исповедальность. Фигура бродяги заинтересовала рассказчика нестандартностью поведения. «Федор Бесприютный» - герой побывал везде: и в тюрьме, и в ссылке. У него занятие – конвойный, проводник партии. «Сон Макара» - после якутского перелома К. все больше занят мыслью о скрытых возможностях самого народа, которые могли бы обеспечить его духовное пробуждение. Рассказ оригинально сочетает реалистическую этнографию со святочной фантастикой (жанр его определен писателем как святочный рассказ). Используя традиционную форму народной фантастики – сон в зимнем лесу, автор рассказал о тяжелой судьбе крестьянина. Макар страдает не в силу природных условий и личных качеств, а от несправедливых соц отношений. Рассказ звучит как протест против общественного строя, при котором огромное большинство людей жило подобно Макару. Макар- чел, который всю жизнь бьется с нуждой. Здесь К. продолжает традиции шестидесятников. Герой рассказа Макар (прототип – крестьянин Цыкунов) – житель глухой слободки Чалган, он русский мужик, но с рождения живущий среди якутов, усвоивший их привычки и образ жизни. У него было желание все бросить и уйти на «гору», где не надо будет работать, платить податей, а только «спасаться».рождественский сон Макара и является неожиданной «реализацией» его мечты. Фантастическое в рассказе не только сон, а и само «воскресение» Макара. Сон Макара нереален как отражение его психики, это «сон»