11. Бахтин о поэтике Достоевского.
В исследованиях худ. мира Достоевского ученые чаще всего отправляются от концепции полифонич. романа Бахтина, выдвинутого им в книге «Проблемы поэтики Достоевского». Бахтин считает, что Д. – реалист особого рода, он не сопоставим с др. реалистами 19 века. Реализм Д. особенный Сам писатель называл его фантастич., не считая себя психологом. Бахтин считал, что Д. создал особый тип романа, кот. не было во всей мир. лит-ре. Герой и автор: мир сотворен автором – худ. мир. Это высказывание автора на худ. языке. Посредник м/у автором и героем – повествователь=рассказчик. Герой – аналог реал. чел-а. Герой – особо отвлеченный чел. с качествами. Автор производит экспер. с целью обнаружения границ свободы чела. Трагич. ситуация – результат нарушения героем границы свободы. Автор оценивает поведение героя и опред. границу его свободы. Всегда есть в пр-ии конфликт м/у автором и героем. У Д. герой – это не яв-е действительности, а особая т.з. на мир и на самого себя. Герой предстает ч/з его убеждения, нет подробностей в виде портрета, интерьера, соц. положения. Герой Д. – самосознание. Цель изображения героя – видение мира ч/з призму героя, а не автора. Герой дан в кругозоре р. персонажей, кот. построены по тому же принципу – диалог кругозоров разн. героев. В кругозоре автора не остается никакого смысл. избытка. Все идеи введены в кругозор героя. Истина диалогична, когда она становится монологич. – перестает быть истиной. Истина – рез-т диалога разных т.з. – истина всегда относительна, такой диалог не имеет конца. По Бахтину романы Д. 60 годов полифоничны. Автор, если бы вступил в диалог, стал бы носителем равноправной т.з. диалог теряет смысл, если появ-ся авторитетный голос. 1 и 2 главы вызвали возражения ученых. Запад. ученые считали, что писатель не мог создать тип романа, кот. ранее никем не использовался. Бахтин отвечал на это, что романы д. от средневековья, от смехотворного жанра, где смешивается высокое и низкое. Бахтин считает все ост. романы 19 века монологическими, где автор управляет действием. А у д. – оркестр без дирижера. Днепров «Идеи времени и формы времени» - спор с Бахтиным. Б. не признает наличие в романах д. драм. элементов. «Драма в романе» - статья Днепрова, в кот. исследователь рассматривает романы д. как рамы, в кот. множество диалог. сцен. Днепров считает, что драматургия у д. создается эпич. средствами. Бахтин писал, что автор находится вне худ. мира, а герой – внутри него. Автор не м. проникнуть в худ. мир, невозможен контакт м/ автором и героем. Герой не знает, что он лит. герой – двойственность героя, он себя ощущает живущим в мире действительном. Теория Бахтина уязвима с теоретич. т.з.. Идея у Достоевского: худ. пр-ие создает идею. ее носитель- автор. герой д. – идеолог. Герой его заражен идей. он живет ей и воплощает ее в жизнь. достоевского не интересует внешность героя. д. – мастер изображать идею. Бахтин абсолютизирует идею, он признавал, что его вообще не интересует содержание романов. его интересует только поэтика. идея для д. нечто вроде сумасшествия, это бесовское начало. Герои д. живут ненорм. жизнью. по д. увлечение идеями – болезнь века. люди живут воображаемой жизнью, а не действит-ой. Но Бахтин не прав: все романы д. заканчиваются освобождением от идей или самоубийством, смертью. Романы д. – романы о дух. сущности человека, чел. – сущ-во духовное. Бахтин изъявлял ТВ-во Достоевского из контекста.
- 1. Философский реализм
- 2. Позитивистский реализм
- 3. Г.И.Успенский Творч.Трактовка темы «народ и интеллиг-ия» в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли».
- 5. Жанровая специфика и тематика «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
- 6. Сатирич.И психологич.Элементы в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
- 7. Реализм раннего Лескова. «Леди Макбет».
- 8. «Очарованный странник».
- 10. Жанр сказа у Лескова.
- 9. Рассказы о праведниках Лескова.
- 11. Бахтин о поэтике Достоевского.
- 12. Жанр. Специфика романов д. 60-х- 70-х.
- 15. «Идиот». Князь Мышкин. Трагич. Вина.
- 13. «Преступление и наказание».
- 14. Эпич. И драм. Элементы в «Идиоте».
- 16. «Братья Карамазовы». Точки зрения.
- 17. «ВиМ».Жанр. Специфика.
- 18. Худ прост-во в «ВиМ».
- 19. Эстетич. Концепция человека в «ВиМ».
- 20. Мысль народная в романе «ВиМ».
- 21. Женские образы в «ВиМ» Толстого.
- 23. Жанр «Анны Карениной».
- 22. «Анна Каренина».
- 24. Народные рас-зы Толстого
- 25. Реализм позднего Толстого.
- 86 Году написал первую после перелома повесть. «Смерть Ивана Ильича». В основу положен реальный случай. У него был брат Иван Ильич. Скучная сельская жизнь.
- 26. «Отец Сергий» Толстого.
- 27. Социальное и духовно-нравственное в отношениях героев ром. Толстого «Воскресение»
- 28. Роман Толстого «Воскресение» как итог развития русского классич.Реал-ма. Жанровая хар-ка романа.
- 29. Стилевые доминанты в ром.Толстого «Воскресение» и их идейная функция.
- 30. Ранний Чехов.
- 31 История души челов-ой» Чехова. «История души челов-ой» Чехова
- 32. Интерпретация любовной темы
- 33. Дуэльный конфликт у Чехова
- 34. «Маленькая трилогия» Чехова.
- 35. Драматургия Чехова.
- 36 Чехов, «3 сестры».
- 37 Новаторство ч.- драматурга
- 38. В. Гаршин.
- 39. Проб-ка и пафос повестей в.Г. Короленко.
- 40. Жанр и стиль «Братьев Карамазовых».