logo
шпоры афанасьев

40. Жанр и стиль «Братьев Карамазовых».

Кажое пр-ие нужно рассматривать с т.з. стиля, кот. адресован читателю возбудить его эмоции. Роман написан в жанре дух. рамы. Тотальная ситуация бездух. жизни в современной д. дей-ти. Задача: выявить о прела причины безудх. сущ-я человека – трагедия совр. человечества. Если чел. выбивается из общего миропорядка, то за этим следует преступление, а затем наказание. «Островки духовности» - монастыри, церкви. Роман имеет ди. цель – роман вернулся к своим традициям, когда слово убеждало. Сущ-т 2 контрастных мира: мир бездух. – реальный мир, и мир дух. Теодицея – жанр, в кот. док-ся истинность бытия Бога (Фома Аквинский писал теодицеи). В своей теодицее д. поклялся быть совершенно объективным. дид. мысль отчетливо просматривается в построении романа. Мир бездух. представлен в многочисл. картинах падения человека. Это случай не единичный. Формы выражения разных степеней низости, формы теоретические. В 1 части романа – негативные мотивы, во 2 части – позитивные. Достоевский изображает двойственность человека – ух. раздвоение развитий личности. Специфика реализма д. – в ориентации писателя на трагич. состояние мира. Чел. предстает в конфликте с людьми и с самим собой. Роман синтетичный по своей структуре – философский, идеологический, философ. план перерастает из житейских, бытовых коллизий.

Сегодня жена любит меня а завтра она от тебя уходит – я вл-сь в ваню он кудрявей. Вот какие арг-ты видв-т чел трад-го мышл-я.

Зло аморально, для него не сущ-т никаких запретов. Воплощение добра-глубоко религиозный чел-к, говорит с Богом, отлич-ся крепким здоровьем. Посреди добра и зал – Дмитрий карамазов, его фигура наиболее реальна в сравнении с его братом, этот чел-к живет как бы по наитию, он не сторонник зла, но и к добру отн-ся как к отвлеч-му понятию, это страстная натура, но в основе честная, не способная на преступление. Главная интрига в романе зак-ся в том, что когда совершено убийство отца семейства встает вопрос – кто его …убил?(неслышно)? Дмитрий конечно. Подозрение падает на Дмитрия, тк они всегда были вместе, беден, они- соперники в отношении Груши,любовницы богатого купца, и много др улик указ-ло, что Д. – убийца. Не Иван-интеллигент, не божий чел-к. Иван Карамазов убить не мог, но его роль довольно знач-на. Это идиот. Достоевский сталкивает добро и зло в бескомпромиссной борьбе. Писатель сам не знает чем кон-ся его роман. Кажется, что для цив-го челка выбора нет – добро или зло. Конечно, добро. Но зло привлекательно для чел-ка. Что совратило Раск-ва на уб-во? Зло. Еще у пушкина идет понятие о привл-тизла. Так устроен чел, что иногда ему каж-ся, что та граница, кот отд-т его от зла – цивилизованность. Его бояться перешагнуть только бояздливые, а отважные не должны бояться. Там- свобода. Перешагни ее и будешь свободен. Последствия самые печальные. Это аксиома. Дост-й снова экспер-т над этой проблемой – привлек-ть зла. Почему Д.Кар. такой бесшабашный чел? Он может оскорбить, обмануть, хотя он отставной офицер, может устр-ть безобразный кутеж. Дмитр пон-т что неудерж-я сила влечет его ко злу, что он всегда летит в пропасть без дна и полет доставляет ему наслаждение. Но есть граница, кот-ю Дмитрий не перешагнет. Против-е зла и добра. Главное – теория. ВА романе два главн. Теоретика – со стороны зла – Иван Карамазов, со стороны добра – старец Досима, наставник Алеши Карамазова. Иван сошелся с братом Алешей в кабаке – у них спор о бытии Бога, доказательство его бытия. Иван пускает в ход сильный аргумент – случай что некий помещик любитель охоты увидел,как малчик бросил камень в охот-ю собаку и подбил ей ногу. Тогда хоз-н заставил растерзать эьтого малчика на глазах матери собаками. Брат спраш-т что бы ты сделал? Тот-убил бы. Сильное впечатление от этой сцены. Брат осн-т теорию на этой сцене – человечество это страдания. Неразумный мир – случайности , несправедливости.Правда вещ-т нам ,что бог яв-ся на землю и воздаст за их страдания. Допустим что это случ-ся в непонятном будущем? Разве растерзанный мальчик простит помещику и будет жить с них в 1м мире? Я не хочу этого мира. Что ты дум-шь Алеша? Иван рас-т легенду. Дело в испании, средн.века, инквизиция, сожжение еретиков. Появл-ся чел кот ходит в церковь где отпев-т умершего и гов-т встань, тот встает.его ведут в тюрьму,где его встр-т нач-к – зачем ты пришел?ты смутил людей обещал им бог знает что –свободу – зачем чел свобода – спроси что те нужнее свобода или хлеб? Ибо что такое свобода – это отв-ть каждого чел за свою жизнь. Кто то виноват во всех проблемах его жизни. Дайте ему свободу и он растеряется. Мы взяли у него свободу легко и даем ему хлеб и чел не жалуется, а если нач-т вольничать, ему уготован костер.зачем ты смущ-шь людей?тыхристос, но ты не понимаешь что чел – сущво слабое, а твое уч-е для сильных. Кто из люде может претерпеть те муки кот претепрел ты? Никто. Чел нужна не небесная правда а правда земная, потому что чел – живое сущ-во.уходи с миром и не приходи сюда никогда. Христос только в конце целует инквизитора в уста и молча ушел. Инквизитор не понял что значит этот поцелуй.

Когда Дост написал эту главу, ее прочел обер прокурор синода – сказал а ты найдешь контр аргумент? Настолько инквизитор убедителен что трудно ему возразить. Он нашел ответ- фигукра старца в романе. Был офицером. Однажды он раздраж-й ударил по лицу челка и спохватился – я его ьарин,зачем я его ударил, что он мне такого сделал. На него напало раскаяние. Он извинился пд слугой и понял что вся его офиц-я жизнь – грех,пустота, ушел в отставку, не принял дух сна, но стал жить по еванг-м заповедям. Однажды к нему пришел чел и хочет рас-ть тайну. И сказал что придет чз нес-ко дней. Колебался рас-ть или нет. Три раза приходил и не мог рас-ть. Пришел ,стоял. Ты нах-ся в шаге от смерти и показал нож – я взял его для тебя, я хотел тя убить чтоб никому не расск-ть тайны. Но дел-ть нечего я не могу больше ее скр-ть, я убийца. Что мне делать. ? ну как что – ты уже покаялся, я вижу. В ответ на легенду ивана кра-ва он тоже рас-т легенду «рус-й инок». Зло окр-т челва,оно как наводнение, чел не имеет спасения. Ему каж-ся что зло могущественно и оно побеждает. Но вы посмотрите на иноков – они отреклись от мирских благ, ушли в пустынь и борются с тем злом,кот в них,они соверш-т себя, тк в миру трудно быть соверш-м, надо уйти., чтобы док-ть себе самому что чел мб совершенен. В этих святых мы видим док-во что добро сильно, что чел мб соверш-н. кем себя чув-т преступник, сов-й зло? Одиночкой, отщепенцем,извергом.

Все указ-т на виновность Дмитрия – его видели в какой то компании.кто от видел его с деньгами..не мог сказать вразумительно. Попал в тюрьму. Его видели медным пестиком. Он увидел что отец бездыханен, тогда я полез на забор, ктото схватил мя за ногу, я отмахнулся пестиком и перелез чз забор. Он опроверг все улики,но ему не верили, тк знали как чел бесшабашного, да больше и некому. Иван приходит и спр-т кто убил отца? Гов-т что знает кто убил – смердяков(?) прин-т ему деньги. Все ясно он убил отца. Иван приход-т садиться за стол и видит что за столом сидит черт. Иван спросил – ты галлюцинация? Нет гов-т черт. Я всегда жил в тебе и ты это знал.я тебе пок-л что черт в тебе.черт толкнул тя под руку убить своего отца. Зачем ты его убил? Смердякова ты толкнул на уб-во. Тебе нужно было проверить насколько крепкие у тя нервы и у тя была ненависть и к отцу и к брату что ты готов был унич-ть их сам. Его рассудок помутился . он идет и гов-т что знает кто убил федора. Дмитрия осуждают на 20 лет не за что. За что такое наказание? Скакой стати я д идти на каторгу? Что я хорошего сделал в жизни? И на каторге люди живут. Может быть я стану др чел. Подвел итоги твор-ва достоевского – он в 70 е гг ведет дневник писателя. Проповедник и идеолог. Худ-е пр-е как оно не убедительно, все таки художественно. Он провидец и прорицатель. Много сбылось из его пророчеств.