36 Чехов, «3 сестры».
«3 сестры» (1900) – это история о том, как дети умершего генерала Прозорова постепенно, взрослея, покидают свой дом. Таков неумолимый закон бытия. Такова специфика худ времени в пьесе – поистине «действующего лица». Такова ирония каждого отдельно взятого чела, внутрен свобода которого по существу номинальна. Эпично худ прост-во пьесы: мир интимный (дом Прозоровых), мир соц-ый (2 гимназии, город управа, телеграф и др), мир географич (москва, питер, варшава, остров цицикар и лр.). Эпично подчеркнуто содержание жизни Прозоровых и их окружения: люди женятся , рожают детей, вступают в большой мир, разочаровываются, страдают, встречаются и расстаются. Другая реальность бытия чела – психологич- отражена в драматич плане. С самыми светлимы надеждами вступает чел в большой мир, хотя опыт старших (Чебутыкин) должен предостеречь его от розового оптимизма, судьба Ольги и Маши, разочарованных в своем первом шаге, тому подтверждение. Наступает очередь Ардрея – надежды Прозоровых, с его мечтами стать профессором московс универа: его судьба – оказаться под каблуком жены-мещанки, стать обывателем. Затем наступает очередь Ирины, тщетно ожидающей принца, встретиться с жизнью, в которой ни личная, ни служебная жизнь не приносит радости. Когда чех-ие персонажи оглядываются назад, они вдруг понимают, что та самая жизнь, которую они мучительно переживали, теперь представляется праздником. Чел начинает понимать, что надо жить той жизнью, которая дана – вот о чем пьесы Ч. это пьесы о судьбе чела как такового. Здесь нет глав героя, это жребий чела. Через эти этапы кажд чел проходит. Пространство выписано отчетливо как в повествоват произв-ии. В 1-ом действии брат 3-х сестер влюбляется в Наташу. У Ч. никогда нет момента осуждения, не надо считать Наташу разрушителем. Дом – символ молодости, чел взрослеет и уходит из дома, прост-во дома – интимное. Экзотич прост-во – персонажи, которые мечтают, им скучно жить (Маша, Андрей Прозоров). Время объективное – между действиями. В драм плане имеют место только эмоции (негативные или позитивные – в зависимости от ситуации; наст события развертываются в эпич плане. Постепенно все взрослеют, начинают понимать, что кажд челу дана своя жизнь. Герой Ч. – всегда иронич, он только воображает себя героем, жизнь его- обыкновен история. Эпич время не зависит от чела, оно все время в движении. Драм план – отражение бытия чела в его сознании. В пьесе Ч. дает целостный образ лич-го бытия реал чела с его внутр миром и с законами его лич-го бытия. Здесь имеется проблема драм вины. Само сознание чела идеально литерат-но, оно не может быть иным. Эпич план – это дом, 2 гимназии, городская управа, воинская часть и др (лес, сад). Дом – социум + огромное географ прост-во. Дом – некое прост-во. Его проблема – где лучше жить? В доме Прозоровых или уйти из него. Здесь выражение оценки жизни в этих местах. Наличие географ прост-ва – выражение мечты людей. Прост-во здесь символизируется. Социум – мир, в который нужно входить челу. Дом Прозоровых – это символ. Помаявшись, чел понимает, что лучше жить той жизнью, которая тебе дана. Поэтому здесь нет глав героев. Пьсы Ч. напоминают роман, так как они о жизни чела. Время субъективно и объективно (между действиями). Эта пьеса трактуется чеховедами как драма, хотя эпическая ее природа (отсутствие вариантов поведения и «действующ лиц») несовместима с драматизмом, если понимать под ним сознательное нарушение героем порядка вещей. Не персонажи пьесы – хозяева своей жизни, а жизнь направляет их судьбы, и драм их вина относительна, хотя она сущ-ет.
самого автора о грядущем пробуждении крестьянина, сон, выражающий мечту К. В «Сне Макара» проявилась характерная для лит-ры этой поры романтическая тенденция – желание пмсать о должном и еще не осуществимом. «Парадокс» - для К. характ-н автобиографизм. Его жизненный опыт – достоверный материал. В этом рассказе писатель устами одного из героев высказал свою задушевную мысль: «чел создан для счастья, как птица для полета». Два маленьких мальчика ловят рыбу в бочке, упорно веруя в свою мечту. Лакей Павел высмеял их детские мечты. Во второй части рассказа еще резче столкновение мечты и действительности «Чудная» - первый удачный лит опыт К. был связан с темой «провожатого». В основу этого рассказа положена подлинная история революционерки, фельдшерицы Эвелины Людвиговны Улановой, с которой К. встречался в Березовских Починках. Образ ее –хрупкой, чахоточной, плохо одетой для северной зимы, но непреклонной, гордой, умеющей защитить себя – дан в восприятии конвоира Гаврилова. Очерк (так назвал его сам автор, желая подчеркнуть документальность описанного) построен в форме «рассказа в рассказе». В нем сталкиваются 3 точки зрения, 3 взгляда на позицию ссыльной Морозовой: Гаврилова, другого ссыльного Рязанцева и самого автора. Степан Гаврилов хочет разобраться в окружающем, и вторично приходит к «чудной» - «по человечеству», сочувствуя ей. Однако Морозова принять его не хочет, она видит в нем лишь политического врага. Здесь представлена полная разобщенность интеллигенции с народом, в которой повинна сама интеллигенция. Эту нетерпимость осуждает Рязанцев: он называет соучастницу по борьбе «сектанткой». На пересечении сложных эмоций – скептической и героической- построен образ главной героини. «Слепой музыкант» - это повесть не только о судьбе слепого музыканта, но и о счастье, которое находит герой в упорном труде и единении с людьми. В резул-те упорного труда слепой мальчик становится знаменитым музыкантом, побеждая тяжелый физический недуг. Духовное прозрение слепого музыканта произошло в резул-те сближения его с людьми из народа. Чел достигнет высокого счастья в коллективе. В повести ярко подчеркнута автором народность, общественная роль искусства.
- 1. Философский реализм
- 2. Позитивистский реализм
- 3. Г.И.Успенский Творч.Трактовка темы «народ и интеллиг-ия» в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли».
- 5. Жанровая специфика и тематика «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
- 6. Сатирич.И психологич.Элементы в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
- 7. Реализм раннего Лескова. «Леди Макбет».
- 8. «Очарованный странник».
- 10. Жанр сказа у Лескова.
- 9. Рассказы о праведниках Лескова.
- 11. Бахтин о поэтике Достоевского.
- 12. Жанр. Специфика романов д. 60-х- 70-х.
- 15. «Идиот». Князь Мышкин. Трагич. Вина.
- 13. «Преступление и наказание».
- 14. Эпич. И драм. Элементы в «Идиоте».
- 16. «Братья Карамазовы». Точки зрения.
- 17. «ВиМ».Жанр. Специфика.
- 18. Худ прост-во в «ВиМ».
- 19. Эстетич. Концепция человека в «ВиМ».
- 20. Мысль народная в романе «ВиМ».
- 21. Женские образы в «ВиМ» Толстого.
- 23. Жанр «Анны Карениной».
- 22. «Анна Каренина».
- 24. Народные рас-зы Толстого
- 25. Реализм позднего Толстого.
- 86 Году написал первую после перелома повесть. «Смерть Ивана Ильича». В основу положен реальный случай. У него был брат Иван Ильич. Скучная сельская жизнь.
- 26. «Отец Сергий» Толстого.
- 27. Социальное и духовно-нравственное в отношениях героев ром. Толстого «Воскресение»
- 28. Роман Толстого «Воскресение» как итог развития русского классич.Реал-ма. Жанровая хар-ка романа.
- 29. Стилевые доминанты в ром.Толстого «Воскресение» и их идейная функция.
- 30. Ранний Чехов.
- 31 История души челов-ой» Чехова. «История души челов-ой» Чехова
- 32. Интерпретация любовной темы
- 33. Дуэльный конфликт у Чехова
- 34. «Маленькая трилогия» Чехова.
- 35. Драматургия Чехова.
- 36 Чехов, «3 сестры».
- 37 Новаторство ч.- драматурга
- 38. В. Гаршин.
- 39. Проб-ка и пафос повестей в.Г. Короленко.
- 40. Жанр и стиль «Братьев Карамазовых».