logo search
шпоры афанасьев

20. Мысль народная в романе «ВиМ».

Герой и народ – проблема, идущая из романтики («мысль народная»). Коллективная жизнь народа складывалась веками. Эти традиции жизнеспособны. Жизнь по извечным законам. Ведущие герои романа так или иначе соприкасаются с народом. Народ для Толстого – это тачало начал, подлинно «почва», на кот. произрастает жизнь общества. Жизнь простого народа – это жизнь естественная, прикоснувшись к кот. образованный человек обретает здравое отношение к бытию, освобождается от коросты цивилизации, сопрягается с миром. Мысль народная в романе – это народная философия, тип мироощущения – нац., естеств., исконно тяготеющего к миру. Герой Толстого не мог войти в народ. Единение возможно только на дух. уровне, чтобы дать почувствовать, что он герою роняя по духу. дворяне и народ отдельно, но и в тех, и в др. живет человеческое – они родня. Народ – воплощение естест. жизни. Народ в разных ситуациях всегда ведет себя естественно, а интеллигент петляет в силу своего раздвоения, рефлексии, живет институтами. Только в народе хранятся вековые традиции – коллективная мудрость. Ее воплощение – образ Платона Каратаева. " Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир ". Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с её " частными " судьбами, интересами и радостями, идёт своим чередом, независимо от встреч Наполеона с Александром, дипломатической игры или государственных планов Сперанского. Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить - пусть драматически, но всегда благотворно - отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен, чем Наполеон. Направление воли миллионов людей, которые, с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки, были бесконечно малыми единицами, определяет историческое развитие. Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов столкнулся в плену. Очень общительный, маленький, с певучей речью, этот человек для всех старается найти утешительное слово, помочь переносить тяготы плена. Из речей Платона становится понятно, что он любит жизнь во всех ее проявлениях, умеет приспособиться даже к суровым условиям плена. Ко всем он обращается ласково: “Э, соколик”. При первой встрече с Пьером Каратаев утешает его: “Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить”.

Платон Каратаев не просто смирился с участью военнопленного, он приспособился к жизни в новых суровых условиях. Не стараясь противостоять злу, Каратаев не выказывает никакого протеста. Он спокойно приемлет все, что посылает ему судьба. “От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье дружок, как вода в бредне: тянешь — надулась, а вытащишь — ничего нету. Так-то”,— говорит он Пьеру, убеждая его, что будущее не дано знать никому. Каратаев — народный умелец. Он все мог делать “не очень хорошо, но и не дурно”. Вспоминать службу в армии Платон не любил, зато с удовольствием рассказывал о своей деревенской жизни. За порубку чужого леса его избили, осудили и отдали в солдаты. “Думали горе, ан радость!” Платон объяснил, что вместо брата Михаила, у которого пятеро детей, взяли его, Платона. В этом он видит удачу, так как сам не обременен семьей. Пассивность Платона Каратаева не означает его безразличия к добру и злу. Ему тяжело видеть, как жестоко французы расправляются с оставшимися жителями Москвы, разоряют город. “Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть”. Отсутствие открытого протеста у Платона Каратаева объясняется тем, что он свято верит в торжество добра и справедливости. Его настроения и взгляды отражают психологию патриархального крестьянства, не умеющего постоять за себя, мирившегося с вековой зависимостью от бар и помещиков. Личность Каратаева, его образ мыслей остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, так как в тяжелых условиях плена между ними возникло подлинное людское братство. Знакомство с Каратаевым не помешало, а усилило стремление Пьера найти пути борьбы со злом. На изображении и оценке Каратаева сказалось отношение писателя к крепостному крестьянству. Противопоставляя безнравственных и паразитирующих на крестьянской жизни дворян, Толстой не видел слабых сторон патриархального крестьянства, порожденных крепостным гнетом. Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его был топор. «Самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги. Мы ещё не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он свалился в речку, выбрался, побежал дальше. Он весь в порыве, в действии. Так же динамична его речь: «Один и навернись... Я его таким манером и сгрёб... Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами...» Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый полезный и храбрый человек, но и «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину». Тихон о Боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. Тихон очень отважный, надеется быть популярный и достичь высот. «Был всегда серьезен и немногословен. Умеет хранить тайну, всегда держит свое слово. Ему поручали особенную работу. Он, как крестьянин, боец, не привык отступать, никогда не отказывался и принимался за все, что ему приказывали. Иногда задания были просто ужасны, но Тихон не останавливался перед трудностями. Без всяких проблем мог «вытащить лошадь за хвост из канавы; залезть в самую середину французов; выворотить повозку из грязи…» Это был человек слова и дела, всегда строго одет и готов к выполнению любых просьб и заданий. Толстой создаёт единство духа из множества народных персонажей. Каждый из них влияет по-своему на ход исторических событий. Вместе же они являются, по мнению Толстого, той единой движущей силой бытия.

В «Войне и мире представлены 2 коренных типа крестьянства –Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый –язычник, а Платон Каратаев – христианин. Патриархальное дворянство и аристократическое дворянство (Болконские) и петербургская бюрократия представлены в произведении.

Вертикаль –пространство, горизонталь – время. Время не имеет ни начала, ни конца.

«Война и мир» - повторяющиеся эпизоды.

Что такое жизнь человеческая? Это вечное состояние между войной и миром.

Тема русского народа была сквозной. Эта тема русского народа всегда сулила писателю глубину содержания. У Толстого в ранний период тв-ва герой стремится соединить свою жизнь с жизнью народа, и это оказывается невозможным. В «в. и м.» Пьер Безухов только соприкасается с народом, чтобы остаться самим собой. Вся система персонажей выстроена в их отношении к народу. Андрей Болконский, кот двояко относится к простому народу с т.зр. духовной народ для него приемлем, он чувствует родство, т е он понимает, что коллективное начало в жизни-это закон но он чувствует некую чуждость народу, он не может принять телесную сторону его существования. Платон Коротаев в плену идет босиком,питается кониной, у него вши, но такой образ жизни становится для него привычным. Пьер Безухов становится таким же чел-ком как его солдаты,его окружающие. У него нет брезгливости, он вбирает в себя народ.отношение к миру,пробуждается что-то забытое дворянством. Телесное начало и духовность Платона Коротаева вмещает в себя Пьер Безухов и тогда он становится человеком, словно он столкнулся с полнотой бытия. Сцена, когда едет на бой в коляске,белом костюме, навстречу ему идут солдаты и поют песни и Пьер чувст.,что он здесь лишний в этом потоке жизни. Когда он оказывается под обстрелом,он сбрасывает с себя это внешнее,барское, ничем не отличается от солдат перед лицом сметри, он понимает, что его бессмысленная жизнь бессмысленна потому, что он не понимал: человек смертен, у него нет никакой свободы воли, как победить смерть?. Когда перед лицом смерти у него появляется азарт, игра со смертью, он понимает, что в нем заложен громадный жизненный потенциал. Смысл человеческой жизни внутри человека. Ключ к смыслу жизни в человеке,только надо его обрести. Пройдя очистительную стадию познания себя,когда чел-к чувствует полноту жизни, вопросы сами отпадают. Ключ к пониманию жизни в человеке.

Толстой «сопрягает» интеллигента с народом. Это слово изобретает сам Безухов (едет с бородинского поля в коляске, спит, ему представляется старичок-мистик, с кот он беседовал о смысле жизни, гов. Ему «народ прост. Он живет естественной жизнью. Надо сопрягать»)Когда Пьер просыпается кучер говорит «запрягать надо»(на созвучии). Есть закон сопряжения.

Толстой считает,что интел.сама себя запутала, отделившись от народа. Но в нем есть то богатство,кот присуще народу.