logo search
Экзамен

12. Художественное пространство сказки п.П.Ершова «Конек-Горбунок».

Сказка Ершова аккумулировала в себе и самые "ходовые", и самые любимые народом (и детьми тоже) фольклорные сказочные сюжеты ("Иван-царевич и Серый волк", "Сивка-бурка"). Всякий раз сказка преподает уроки мудрости и нравственности, заключенные в самой ее образности, архетипической подоснове, в слоге, напитанном и звучностью, и живописной сочностью устного народного искусства, народного театра с его пластичностью и символической глубиной и меткостью.

В эпиграфах угадываются темп, плотность повествования и меняющаяся роль главного героя, определяемая меткостью народной пословицы.

Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:

Идейно-художественные достоинства.

Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух. Сказка пленяет читателей яркими событиями, чудесными приключениями главного героя, его оптимизмом и находчивостью. Все здесь ярко, живо и занимательно. Как создание искусства сказка отличается удивительной строгостью, логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое.

Художественное пространство

Основная особенность хронотопа волшебной сказки как жанра – неопределенность: действие в сказке совершается «где-то», «когда-то». Она всегда отправляет нас в глубокое прошлое, в незапамятные времена. И в «Коньке-горбунке» в зачинах и присказках слышны отзвуки мифологического правремени: «Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от сивка, и от бурка, и от вещего коурка…»

Встречаются и метонимические символы вечности: «Сидит ворон на дубу, он играет во трубу…» (Ворон – древнее загадочное существо, «дуб» - мировое древо, хранители жизни и памяти человечества). Вплетение мотивов условно-конретного («профанного») времени («Зачинается рассказ от Ивановых проказ…») и исторического («Год ли, два ли пролетело…») не меняет ощущения неопределенности сказочного времени, выраженного в повторяющихся словесно-фольклорных формулах: «В долгом времениаль вскоре», «Много ль времени аль мало…».

Неопределенность хронотопа сказки беспредельно расширяет возможности проявления чудес и волшебства в обоих мирах сказочного пространства, как бы являясь их логической мотировкой. Но подлинная родина чудесного, его гнездилище – это «иной мир», «Иное царство», которое в разных сказках называется по-разному: «незнаемое царство, незнакомое государство», «нерусская земля», «невиданное царство, небывалое государство», «другое царство», «иншее царство», «нездешний мир», «земля иноверская», «иное государство» и т. д.

В «Коньке-горбунке» есть «Иное царство», но оно, как таковое, не атрибутировано и не обозначено – сказка лишь поведала о приключениях, случившихся с Иваном: «Как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом…»