Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
ПРОЗА 1920х НАЧАЛА 30х гг. РАННЯЯ СОВЕТСКАЯ ПРОЗА. Поскольку в эти годы только начинает формироваться и создаваться проза, то повествование фрагментарно (влияние очерка и репортажа). Она характеризуется сочетанием эпической темы и романической формы. Виктор Зазубрин. «Два мира». Первый отклик на события гражданской войны. Сам автор был участник. Основа сюжета – рассказы сибирских партизан о войне с Колчаком. Роман состоит из 30 глав новелл. В основе всё тот же конфликт двух миров. Александр Малышкин «Падение Даира». Всё та же идея борьбы двух миров. По жанру это повесть, или поэма в прозе. В центре сюжета – штурм перекопа, соединяющего материк и полуостров (Крым). Но вместо реального Крыма создаётся сказочный Даир. Действие приобретает абстрактный характер. Главный герой – массы, орды, множества. Война здесь изображена в отвлечённом виде. Повесть строится по принципу монтажа. Монтируются сцены. Свет тень, степь и Даир. Образ множества и степи – это образ нового, грядущего, а Даир – это образ старого, умирающего. Лидия Сейфулина. «Виринея». В центре образ крестьянки, деревенской женщины, которая сознательно приходит к сознательной идее революции, борьбы. Произведение посвящено тому, как революция пришла в деревню. Она показывает, как деревенские жители стали совершать разумные и неразумные поступки. Сначала Виренея просто бунтарка, спорит со своими хозяевами. Но постепенно она приходит к тому, что надо бороться за свою свободу, продвигать революцию на деревне. Ранняя советская проза интересна тем, что показывала зарождение будущей большой прозы. Часто у неё были такие явления, как романтическая направленность, героическая направленность. Первичный отклик писателей на произошедшие события. Ранняя советская проза имеет тенденцию орнаментализма (мало действия, но много описаний). Повествование построено на телеграфно-рубленном стиле. Отсутствует психологизм героев. Попытка передать саму действительность в необработанном чистом виде.
-
Содержание
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).