logo
Ответы ИОЛ 20 век

Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.

Главное место в литературе 1917 — 1921 гг. занимала поэзия. «Это было время стихов!» — свидетельствовал современник. По­всеместно проводились поэтические конкурсы. Несмотря на поли­графические трудности, на страницах газет, журналов, сборни­ков, альманахов публиковались стихи. Они печатались даже на про­довольственных карточках. В голодное трудное время на заво­дах, в учебных заведениях, учреждениях, воинских частях на мно­гочисленных в те годы собраниях выступали поэты. Особой попу­лярностью в Москве пользовались кафе «Питтореск», «Бом», «Стой­ло Пегаса», «Кафе футуристов». Помимо чтения стихов там устра­ивались выставки рукописей, обсуждения услышанного, диспуты. Здесь можно было встретить многих известных поэтов тех лет: К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, В.Брюсова, С.Есенина, В.Ка­менского, В.Маяковского, А.Мариенгофа, В.Хлебникова и др. Недаром то время называли «кафейным» периодом русской по­эзии. «Романтический максимализм настроений, вера в безгранич­ные возможности объединенных усилий народов, ликующее чув­ство победы, пробуждение человеческого достоинства и творче­ских сил — все это питало поэзию первых лет», — вспоминал один из современников. Сегодня центральными фигурами поэзии тех лет признаны А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин, Д.Бедный, В.Хлебников. Но в бурлящем поэтическом котле того времени они выступали как равные с представителями массовой поэтической самодеятельно­сти — пролеткультовцами, футуристами, имажинистами и т. п. Именно в поэзии ярче, полнее всего выразился двуединый па­фос времени: восторженные оды в честь революции (В.Маяков­ский, Д.Бедный, поэты-пролеткультовцы М.Герасимов, В.Кирил­лов, Н.Полетаев) и столь же эмоциональные проклятия в ее ад­рес (М. Волошин, И. Бунин, З. Гиппиус и другие). Большинство поэтов, как ни странно, сходились во мнении, что переживаемая эпоха — начало грандиозных и необходимых перемен в России. Только одни предлагали цивилизованный путь: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью...» (А.Блок), а другие провозгла­шали: «Восславим политику тигрову: ломай, кувыркай, круши!» (А.Кириллов). Такова была программа пролеткультовцев — А.Ки­риллова, И.Садофьева, Н.Полетаева и др. Целью Пролеткульта — организации, возникшей накануне октябрьской революции, — было развитие культурно-просветительной и литературно-художе­ственной самодеятельности в среде рабочих. Однако пролеткуль- товцы не только выдвигали лозунги, но и пытались, подобно фу­туристам, «сбросить с парохода современности» А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других классиков.

Мы во власти мятежного страстного хмеля.

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!».

Во имя нашего завтра — сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы! —

призывал В. Кириллов в стихотворении «Мы».

Попытки противопоставить всеразрушающему нигилизму идею наследования лучших традиций прошлого предпринимались, но они не имели особого успеха. Литературная ситуация в стране решительным образом переме­нилась по завершении гражданской войны.