Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению огромного числа беженцев из России. Эмиграция по политическим причинам была и раньше, еще с 16 века (кн.А.Курбский), однако такого массового исхода все же не было никогда. Точных данных о численности покинувших тогда родину не существует. Исход беженцев из России после 1917 года по конец 1930-х годов принято называть эмиграцией первой волны. Следует отметить, что массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился, и вдали от родины возникло российское общество в изгнании, по сути, вторая Россия, где были представлены все слои русского дореволюционного общества. Современные исследования показывают, что социальный состав эмиграции первой волны был в действительности достаточно пестрым. Интеллигенция составляла не более трети потока, но именно она составила славу Русского Зарубежья. Эмиграция первой волны представляет собой феноменальное явление. Она отличается тем, что большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Все они были уверены в скором возвращении на родину и стремились сохранить язык, культуру, традиции, бытовой уклад. Живя в своем мире, они пытались изолироваться от чужеродного окружения, сознательно стремились вести жизнь так, будто ничего не произошло. Конечно, эмигранты понимали, что являются апатридами и “патриотами без отечества”. Но общность судьбы изгнанников вопреки общественным, политическим, экономическим и прочим различиям в прежней жизни, осознание общности происхождения, принадлежности к одному народу, одной культуре создали духовную основу всего Русского Зарубежья, особый мир без физических и юридических границ. В известном смысле он действительно был экстерриториальной “зарубежной Россией”. В эмиграции духовное творчество для интеллигенции становится не только способом выживания, но и выполнением огромной исторической миссии – сохранить для грядущей России дореволюционную русскую культуру и ее традиции. Эмиграция начинается сразу после Февральской революции, когда поехали аристократы, банкиры и крупные буржуа в надежде отсидеться за границей до лучших времен. После Октябрьской революции поток отъезжающих увеличивается, но большинство все же едут еще не за границу, а на юг, где было сытнее и спокойнее или к белым. И все же проблемы материального характера не были определяющими среди причин эмиграции. Очень многие понимали, что они сопряжены с войной и надеялись на изменение ситуации после ее окончания. Для очень многих эмигрантов причиной их вынужденного отъезда из России становится боязнь за собственную жизнь и жизнь их близких. Основные центры расселения. Константинополь: Издавалась газета «Русское эхо», где впервые прозвучал мотив трагедии изгнанничества, столь характерный для всей последующей литературы русского зарубежья. Вышел первый альманах писателей-эмигрантов «Рассвет». Прага :Был создан Русский народный университет в Праге. До Второй мировой войны издавалось около 20 журналов и 18 газет. Наиболее крупный – общест.-лит. журнал, еженедельник «Воля России» (ред. М. Слоним). Можно говорить о пражской поэтической школе, которая ближе к московской, чем к парижской (напр., М. Цветаева). Действовало творческое объединение «Скит» и Союз русских писателей и журналистов. Пражская диаспора обогатила русскую литературу прежде всего поэзией М. Цветаевой и прозой А. Аверченко. Берлин: Особенность русского Берлина – в тесных контактах с писателями метрополии. Эту позицию («неразделения» на литературу метрополии и эмиграции) декларировал журнал «Русская книга». Крупнейшее русское издательство в Берлине «Петрополис», наряду с классиками, первым зарубежным Полным собранием сочинений И. Бунина и книгами известных еще до революции О. Мандельштама и А. Ахматовой, издало книги молодых советских авторов К. Федина, Вс. Иванова, Б. Пильняка, А. Мариенгофа, Н.Никитина, М. Слонимского. Также существовали издательства «Скифы» и «Эпоха». Контакты межу писателями Берлина и метрополии (как личные, так и на страницах книжных изданий) усиливали литературное единство литературного процесса диаспоры и метрополии. Считается, что литературная жизнь Берлина пошла на убыль в 1923 году в связи с экономическим кризисом. Харбин: Наиболее существ. направление харбинской ветви литературы составляла этнографическая литература (Н. Байков). В 20-е годы возникли вечера «Зеленой лампы» (возгл. Алексеем Ачаиром), потом на их основе возникло литературное объединение «Чураевка». Париж П. Н. Милюков основал газету «Последние новости» (1920-1940), потом с Винавером издавали еженедельный литературный журнал «Звено». Религиозные философы печатались в газете «Возрождение» (ред. П. Струве). И. Фондаминский-Буняков издавал журнал «Современные записки» (1920-1940). Журнал отличался широтой политических взглядов и эстетической терпимостью. Объединяющим центром, собирающим весь цвет «русского Парижа», являлись воскресные чтения у Мепрежковских. Из этих вечеров выросло более широкое объединение «Зеленая лампа». Если «Союз писателей и журналистов» (как и «Современные записки») объединял в основном «стариков», то молодеь входила в «Союз молодых писателей и поэтов» (Ю. Терапиано, В. Андреев, Д. Кнут, А. Ладинский, В. Мамченко, Ю. Фельзен).
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).