Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН 1920 годов. (Б. Пильняк, Е. Замятин).
В русской литературе 19 веке существовал жанр идеологического романа (Тургенев, Достоевский, Герцен). Это роман о споре различных идеологий. В советской литературе 20-30 годы идеологический роман выродился в идеологизированный роман. Роман об одной идее. Единственными следами идеологического романа были роман Пильняка «Голый год» и роман «Мы» Замятина. Борис Пильняк. Автор романа «Голый год» 1921 год. Название многозначно. Событие в романе происходят в 19 году. Самый тяжёлый год для советской России. Первый смысл – голод, разруха, обнищание. А метафорический подтекст – обнажение человеческой природы, срывание всех покровов культуры. Время действия в романе – это лето и зима 19 года. Пильняк здесь сталкивает несколько идеологий, мировоззрений и пытается понять, куда пойдёт Россия, куда пойдёт русский народ. С одной стороны это Ордынины, князья, в честь которых назван целый город. Это вырождающееся дворянство, гнилой дом, с полными безумия детьми. С другой стороны – революционеры. Это молодые люди, которые воспринимают революцию как игру, это Лайтис, Оленька Кунц. Третья идеология – это анархисты. Они поселились в поместье Ордыниных общиной. Ещё одна идеология «идеология китай-города», буржуа, капиталистов, семья Радчиных. Автор как бы проигрывает каждый сценарий в романе. А выход и будущее он видит в синтезе дворянского прошлого и молодого, большевистского духа. Поэтика романа: роман нарушает традиционный тип повествования. Нет линейной фабулы. Роман распадается на книги, подглавки, которые между собой часто не связаны. Автор использует музыкальный принцип повествования – лейтмотив. Автор ставит перед собой задачу показать, что грандиозны события обнажают и разрушают душу русского человека. Влияние Достоевского, Андрея Белого. Главное, что повлияло. Это идея исторического развития России. Евгений Замятин «Мы». Роман «Мы» - попытка воплотить определённые философские идеи автора. Сам Замятин был философом, учёным, создаёт концепцию борьбы двух начал в истории: энергии и энтропии. Энергия – это то, что движет вперёд, изменяет жизнь. А энтропия – это косность, застывание энергии. После всплеска энергии наступает энтропия. В романе «Мы» автор пытается понять, как формируется мировоззрение. С одной стороны в романе показано технократическое общество. Там нет свободы личности, герои имеют цифровые и буквенные обозначения. Автор доводит до логического конца идеи писателей «пролиткультовцев» о создании нового человека. Приходит к выводу, что возникает общество технократического порабощения. С другой стороны он изображает лесных жителей, людей, живущих в дикой природе. Там, наоборот – господствует тотальная анархия и свобода. И в какой-то момент эти два мира сталкиваются. Автор сознательно сталкивает эти идеологии Тем самым он ставит вопрос: сколько в человеке должно быть свободы, а сколько конформизма. По своей форме роман так же экспериментален. Замятин заимствует идею Ницше о борьбе Аполоновского и Дионисийского начала. По жанру роман – типичная антиутопия. То есть разрушение идеологических схем, уверенности в правоте создателей новой жизни.
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).