Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению огромного числа беженцев из России. Эмиграция по политическим причинам была и раньше, еще с 16 века (кн.А.Курбский), однако такого массового исхода все же не было никогда. Исход беженцев из России после 1917 года по конец 1930-х годов принято называть эмиграцией первой волны. Массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился, и вдали от родины возникло российское общество в изгнании, по сути, вторая Россия, где были представлены все слои русского дореволюционного общества. Социальный состав эмиграции первой волны был в действительности достаточно пестрым. Интеллигенция составляла не более трети потока, но именно она составила славу Русского Зарубежья. Эмиграция первой волны отличается тем, что большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Константинополь. Был не так популярен, как Берлин и Париж, но через него последовали в Европу почти все эмигранты. Была создана комиссия по оказанию помощи соотечественникам, которую возглавил Е. Чириков. Издавалась газета «Русское эхо», где впервые прозвучал мотив трагедии изгнанничества, столь характерный для всей последующей литературы русского зарубежья. Вышел первый альманах писателей-эмигрантов «Рассвет». Т. обр., Константинополь был прообразом всей будущей Великой Русской Эмиграции, кторая сложилась в Праге, Берлине, Париже, Харбине. Прага В 1920 году чехословацкое правительство провело «русскую акцию»: пригласили в Прагу 5 тыс. студентов-эмигрантов, соответственно, профессора и преподаватели вузов, а также казаков. Был создан Русский народный университет в Праге. До Второй мировой войны издавалось около 20 журналов и 18 газет. Наиболее крупный – общест.-лит. журнал, еженедельник «Воля России» (ред. М. Слоним). Можно говорить о пражской поэтической школе, которая ближе к московской, чем к парижской (напр., М. Цветаева). Действовало творческое объединение «Скит» и Союз русских писателей и журналистов. Пражская диаспора обогатила русскую литературу прежде всего поэзией М. Цветаевой и прозой А. Аверченко. Однако самое главное значение Праги – в сохранении ею славянской культуры, в близости к родине, в достаточно тесной связи с Россией и литературой эмиграции. Берлин Играл примерно такую же роль, как и Прага, но достаточно недолго (1921–1923). Русская диаспора до прихода Гитлера составляла 150 тыс. человек. С 1918 по 1928 гг. в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств. Особенность русского Берлина – в тесных контактах с писателями метрополии. Эту позицию («неразделения» на литературу метрополии и эмиграции) декларировал журнал «Русская книга». Крупнейшее русское издательство в Берлине «Петрополис», наряду с классиками, первым зарубежным Полным собранием сочинений И. Бунина и книгами известных еще до революции О. Мандельштама и А. Ахматовой, издало книги молодых советских авторов К. Федина, Вс. Иванова, Б. Пильняка, А. Мариенгофа, Н.Никитина, М. Слонимского. Также существовали издательства «Скифы» и «Эпоха». Контакты межу писателями Берлина и метрополии (как личные, так и на страницах книжных изданий) усиливали литературное единство литературного процесса диаспоры и метрополии. Считается, что литературная жизнь Берлина пошла на убыль в 1923 году в связи с экономическим кризисом. Харбин. Это был восточный центр русского рассеяния. Харбин был центром Китайско-Восточной железной дороги, связывающим Россию и Европу. Порой его называли восточным Петербургом не только из-за одинакового названия улиц, но и по размаху культурной жизни. Харбин был замечателен соединением русской и восточной культур. Наиболее существ. направление харбинской ветви литературы составляла этнографическая литература (Н. Байков). В 20-е годы возникли вечера «Зеленой лампы» (возгл. Алексеем Ачаиром), потом на их основе возникло литературное объединение «Чураевка». Париж Уже в 1923 году литературная жизнь русского зарубежья стала перемещаться в Париж. Были созданы семь высших русских учебных заведений. П. Н. Милюков основал газету «Последние новости» (1920-1940), потом с Винавером издавали еженедельный литературный журнал «Звено». Религиозные философы печатались в газете «Возрождение» (ред. П. Струве). И. Фондаминский-Буняков издавал журнал «Современные записки» (1920-1940). Журнал отличался широтой политических взглядов и эстетической терпимостью. Объединяющим центром, собирающим весь цвет «русского Парижа», являлись воскресные чтения у Мепрежковских. Из этих вечеров выросло более широкое объединение «Зеленая лампа». Если «Союз писателей и журналистов» (как и «Современные записки») объединял в основном «стариков», то молодеь входила в «Союз молодых писателей и поэтов» (Ю. Терапиано, В. Андреев, Д. Кнут, А. Ладинский, В. Мамченко, Ю. Фельзен).
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).