Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
В литературном процессе подобных периодов на первый план, как правило, выходили публицистические и беллетристические жанры небольшого объема. 1917—1921 годы не составляют исключения. Первые романы появились только в 1921 г. — «Два мира» В.Зазубрина и «Голый год» Б.Пильняка. Роман-хроника "Два мира" известного сибирского писателя В. Я. Зазубрина (1895--1938) посвящен событиям гражданской войны в Сибири, когда Красная Армия и партизаны Тасеевской республики, отстаивая завоевания революции, громили колчаковские банды и утверждали Советскую власть. В романе ярко, достоверно и самобытно показаны картины освобождения Сибири от белогвардейщины; столкновение "двух миров" -- старого и нового; романтический пафос революционной борьбы; организаторская и руководящая роль партии. Роман впервые был опубликован в 1921 году и является первым большим произведением советской литературы, получившим высокую оценку В. И. Ленина и М. Горького. Характерные стилевые приемы прозы 1920-х годов — рубленая проза, сказ, «поток сознания». Повесть Л. Сейфуллиной «Четыре главы» — яркий образец рубленой прозы — открывалась программным заявлением: «Жизнь большая. Надо томы писать о ней. А кругом бурлит. Некогда долго читать и рассказывать. Лучше отрывки». Текст «Четырех глав» можно сравнить с мелкой мозаикой. Небольшие разрозненные куски фраз, по мысли писательницы, должны были силой воображения читателя сливаться в цельную картину. Стремление к краткости ре- ализовывалось не только за счет фрагментарной композиции. Видоизменялась конструкция предложения. Из него выбрасывались, иногда вопреки логике и грамматике, различные члены, даже подлежащее. Нарушался естественный порядок слов. В начале 1920-х годов рубленая проза была весьма распространена. Например, роман «Голый год» Б.Пильняк завершил следующим образом: «Глава VII (последняя, без названия): "Россия. Революция. Метель"». Широко использовался сказ, что мотивировалось необходимостью усилить достоверность описываемых событий и лиц. Для этой цели устранялась фигура повествователя — «посредника» между персонажем и читателем, и слово предоставлялось непосредственно самому герою. Большим мастером сказа был М.Зощенко. Элементы «потока сознания» присутствуют, в частности, в произведениях А.Веселого («Россия, кровью умытая»). В 1930-е эксперименты в этой области будут вестись обэриутами. 1920-е годы характеризуются настойчивыми поисками новых форм. Но призывы к новаторству во чтобы то ни стало не учитывали индивидуальных особенностей таланта художника. Показателен эпизод из творческой биографии Ф. Гладкова. В 1921 г. он приехал в Москву с новым рассказом о гражданской войне, написанным в обычной для него, начавшего свой творческий путь еще до революции, манере. «И вот, — вспоминал Гладков, — тогдашние деятели союза писателей накинулись на него и разнесли рассказ в пух и прах. Это старомодно. Вы пишете по старозаветным реалистическим канонам. Разве можно это делать, когда у нас есть такие мастера, как Ремизов, Андрей Белый, Пильняк? Поучитесь у них». Интересно свидетельство А. Фадеева: «В литературе имело место тогда сильное влияние школы имажинистов. Важнейшей задачей художественного творчества имажинисты считали изобретение необычайных сравнений, употребление необыкновенных эпитетов, метафор. Под их влиянием и я старался выдумать что-нибудь такое "сверхъестественное". В первой повести и получилось много ложных образов, фальшивых, таких, о каких мне стыдно сейчас вспоминать... » В целом развитие прозы в первое послереволюционное и послевоенное десятилетие можно охарактеризовать как движение от малых жанров рассказа и очерка к жанрам крупным — роману и эпопее, от зарисовки, документально-точной картины к развернутым проблемным художественным исследованиям. Очень видно, что он учится писать романы. 1. «Триптих последний» (материал в сущности) - последняя глава. В нем бьется дыхание эпохи. Распадается сюжет, мир не собран воедино. Это как слепок времени. 2. Сугубая традиционность – цитаты из всех современников, серебряного века. 3. Царство насилия и крови. Только жертва и палач – вот и все отношения. И для повествователя это нормально. Пильняк. Своих идей практически нет, в основном все перетянул. Сочиняет свое, например про Зилотова – бывший сапожник, который теперь медиум: все поклонились Москве. Автор хочет спасти Россию. Мессия должен родиться от иностранца и русской девственницы. Оба из ЦК. «В России сейчас сказка» - это в положительном смысле. «Народ без истории» - тоже положительно. Люди любили, что нет традиций, что все можно, ибо на пустом месте можно построить что угодно – это сказка. Персонажи характерны для литературы. Они распределены по классам: купцы, аристократы и большевики (в кожанках). Все, кроме последних, ужасны, гнилы. Все должны вымереть. Архип Архипов. У его папы рак. Он железный человек. Как и сынок. Это образец поведения. Огонек Классик – спился, тоже себя убил. «Умираю потому, что без водки жить не могу». Эта идеология пришла во многом из Ницше. Если класс изжил себя, то он должен сам уйти из жизни. Чтобы товарищи не тратили патроны. Люди новые начнут потом новую жизнь. Архипов и Наталья Ордынина заводят семью. Но они друг друга не любят. Но человека можно полюбить по идейным соображениям. Дело скорее всего в том, что идеология Маркса не воспринимает в серьез психологию, а только экономику.
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).