Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
Среди русских зарубежных писателей (то есть тех, кто вошёл в литературу именно там, за пределами отечества) Владимир Владимирович Набоков (1899—1977) — на первом месте. Утвердилось мнение о сугубой бездуховности творчества Набокова. Здравый смысл (безумие перед Богом) ставится над верой, обозначенной как вдохновенное суеверие. Помимо цвета, помимо литературы, дающей возможность ощутить себя властителем любой измышленности, его влёк к себе и виртуальный мир шахмат (тоже игра). Всякая игра по-своему моделирует реальность и оттого виртуальна по отношению к этой реальности. Набоков избирает для себя виртуальный мираж игры. Он — шахматный композитор, составитель этюдов и задач, а это есть измышление относительно игры: всякая композиция искусственно являет собой то, что в реальной игровой ситуации не воспроизводится. Человека, тянущегося к миражам жизни, заставляют вовлекаться в отталкивающую реальность. Вот содержание всех романов Набокова. «Защита Лужина" (1929). Кажется, это автобиографическое произведение, в котором дана модель взаимоотношения писателя с миром. Лужин — шахматист-композитор, которого жизнь заставляет быть игроком-практиком. Он стремится жить бесплотностью творческой страсти, погрузиться в бестелесный мир шахматных представлений. Он брезгливо не может жить среди людей. Это не для него. Он одинок всегда и во всём, начиная с детских лет. Саму жизнь он начинает осмыслять как набор шахматных комбинаций. На первых порах это принимало у него более простые, внешние формы: "Он сидел, опираясь на трость, и думал о том, что этой липой, стоящей на озарённом скате, можно, ходом коня, взять вон тот телеграфный столб..." Затем всё усложняется: Лужин вступает в игру с роком. И так со всё нарастающим ужасом и с проясняющейся мыслью Лужин приходит к обретению своей защиты от рока: к самоубийству. Лужин не догадывается: здесь другая игра, и противник — дьявол. В иллюзии безбожного пространства он ввергает в отчаяние, ужас, заражает тягой к небытию, подталкивает к отвержению бытия. И персонажи Набокова, и сам он, воспринимают жизнь как именно безбожное пространство — это уже банальная истина. Ворожащая проза Набокова погружает читателя в абсолютно бездуховный мир. Набоков решил проблему смерти остроумно: он жизнь воспринял как нечто иррациональное, а смерть в этой системе оказалась "всего лишь вопросом стиля, простым литературным приёмом". Мир обретает облик полнейшего абсурда, писатель утверждает на том свой иронический скепсис в романе "Приглашение на казнь" (1935—1936), едва ли не самом совершенном абсурдистском произведении мировой литературы. Он превосходит даже Кафку мощью своего насмешливого отчаяния, не говоря уже о Хармсе, лишь покорно следовавшем своему не столь изощрённому, порой примитивному воображению. Набоков осмысляет бытие творчества в романе "Дар" (1938), жанр которого можно обозначить как художественный трактат о творчестве. Не в том смысле, что в нём прямо формулируются соответствующие принципы, хотя и не без того, но как непосредственное, демонстративное воплощение их в художественной ткани произведения. Наглядное же отвержение пошлого прагматизма в искусстве (с высмеиванием рационального практицизма Чернышевского) осуществляется прежде всего выявлением чистого беспримесного искусства в создаваемых словесных композициях и образах. Главный герой романа совершает жизненное странствие через реальность, насыщаемую обманами судьбы, миражами мечты и снов, шествуя к некоей двери в никуда. И даже попытка религиозного выхода из тупика отвергается сразу и решительно. Искание Бога для Набокова — упрощение мира... Оно заводит в неинтересные ватные тупики, поэтому нет никакой двери во внеземное. Нет двери и в земное счастье. А если и есть, то её не открыть. Символичен финал романа: герой и героиня в предвкушении долгожданного счастья идут к дому, вот он уже показался на углу, — и не знают, что у них нет ключей от двери. Автор оставляет обоих на пороге, как будто и равнодушный к их дальнейшей участи. В завершении романа и применён принцип non finito , открытого финала. Само же оно, бытие это, насыщено неистребимой пошлостью жизни, умиротворяемой лишь грёзой. Герой романа "Камера обскура" (1932), утративший зрение, живёт создаваемой его ближними ложью — и счастлив. Познание правды становится для него смертельным. Писатель во всех романах погружает воображение в поток мечтательного существования, окутывая всё облаком душевных впечатлений, увековеченных набоковским воспроизведением в слове. Образная система у Набокова — совершенна, до малейших подробностей. Его фразы выписаны чётко-звучно, чувство ритма прозы у него безупречно. Поэтому-то Набоков — писатель не русский. Сам идеально-выверенный стиль его прозы словно прекрасный перевод с какого-то иностранного языка. Самоценные образы, вся поэзия набоковского творчества привязывают человека ко времени, а полезно было бы поразмыслить и над вечностью. Набоков живёт в кристально чистом разреженном воздухе, в идеальном одиночестве, ему мало дела до прочих (его раздражает их "пошлость"), он погружён в свой мир призраков бытия, в комбинации измышленных миражей, в литературу. Поэтому для него подлинная героиня его книги — именно литература, в чём он признаётся не без издёвки над читателем, а вовсе не та особа, которую наивные глупцы могут принять за героиню. Набоков явил абсолютное совершенство в постижении самой материи литературного творчества, словесного мастерства, образного своеобразия, разного рода технических приёмов. И абсолютное нечувствие к духовному. Сторонников у "Лолиты" множество. Тем более что роман Набокова, как всегда, литературный шедевр. Но это тот откровенный случай, когда красота служит дьяволу. Набоков заставляет читателя сопереживать педофилу, убедительно раскрывая сложность его переживаний.
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).