8) Русская иконопись на жития святых
Иконопись - это живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник видит, а некий прототип, которому он должен следовать.
От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную живопись. Книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство; с другой -- живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета.
Все иконы пишутся по определенным канонам. Для иконописи характерны следующие стилистические особенности: - используется особая система изображения пространства; - в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия; - все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией;
- Нет определённого источника освещения, отсутствуют падающие тени, объём в иконе создаётся с помощью особой штриховки или тона; - стилизуются пропорции человеческого тела, стилизуются складки одежд, архитектура; - используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.
Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.
Представители русской иконописи: Феофан Грек (1340 - 1410) - учитель Андрея Рублева. Родился в Византии, до приезда на Русь работал в Константинополе. Им написаны знаменитые иконы: Богоматерь Донская - согласно легенде она помогла русским войскам победить в Куликовской битве и других знаменитых сражениях; Преображение.
Андрей Рублёв (1340/1350 - 17.10.1428) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи. Дошедшие до нас иконы: «Троица», «Апостол Павел», «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение» , «Вход в Иерусалим».
Дионисий (ок. 1440 - 1502) - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Среди дошедших до нашего времени икон известны:, «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне», «Распятие», «Спас в силах» и житийные иконы митрополитов Петра и Алексея. Житийные иконы писались на Руси с древнейших времен. Но лишь при Дионисии они приобрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи.
Житийная икона является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа. В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах - эпизоды из его жития. Клейма четко отделяются друг от друга. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ.
В верхнем ряду рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем - о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явлениям после смерти. Обычно святые в иконе изображаются в одеяниях. Одеяния - это определенный знак: различаются ризы святительские, священнические, апостольские, царские, монашеские, то есть соответственные каждому чину. Реже тело представлено обнаженным. Например, Иисуса Христа изображают обнаженным в страстных сценах, В композиции «Богоявление», «Крещение». Святых также изображают нагими в сценах мученичества. В данном случае обнаженность - это знак полной отданности Богу. Обнаженными и полуобнаженными нередко изображают аскетов, столпников, пустынников, юродивых. Но есть и противоположная группа персонажей - грешники, которых изображают нагими в композиции «Страшный Суд», их нагота - это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своей наготы и попытался спрятаться от Бога. Нагим человек приходит в мир, нагим уходит из него, незащищенным предстает он и в день судный.
- 1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
- 3) Музыка романтизма.
- 4) Понятие синестезии.
- 5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
- 6) Музыка и поэзия.
- 7) Русская иконопись на библейские сюжеты
- 8) Русская иконопись на жития святых
- 10) Картины русских художников на Евангельские сюжеты
- 11) Картина Иванова «Явление Христа народу»
- 12) Иллюстрации Гюстава Доре к библии
- 14) Представители классицизма и их произведения
- 15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века
- 16) Роль Петра 1 (и Феофана Прокоповича) в изменении культуры, литературы, искусства 18 века
- 17) Искусство и литература Древней Руси
- 18) Классицизм - как основное направление в литературе и искусстве России 18 века.
- 19) Сентиментализм в Западной Европе и России 18 века
- 21) Карамзин и Радищев как писатели - сентименталисты
- 24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
- 26) Сатира в искусстве и литературе.
- 25) Теория «3-х штилей» в русской литературе 18 века.
- 27) Картины Виктора Васнецова по мотивам русского фольклора (Юрьева)
- 28) Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам. (Васильева)
- 29) Иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве»
- 30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
- 31) Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.
- 36) Реализм в русской литературе и искусстве
- 37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
- 38)Реализм 19 века, основные представители и произведения
- 41) Идейно-эстетическое основание импрессионизма
- 43) Толстой, Тургенев, Чехов как писатели-реалисты
- 44) Поэтическое искусство (4 стихотворения, которые мы писали)
- 46) Искусство лирической прозы: Бунин
- 47) Искусство лирической прозы: Зайцев
- 48) Искусство лирической прозы: Шмелёв
- 50) Символизм в западной Европе и России. Основные представители и их произведения
- 51) Идейно-эстетическое основание символизма
- 52) Модерн в архитектуре и прикладном искусстве
- 53) Конструктивизм в архитектуре.
- 54) Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- 55) Искусство афоризма
- 56) Искусство создания литературного портрета Солоухиным (При свете дня)
- 57) Театральное искусство: художественный синтез на примерах (сценическая речь, пластика, драматургия)
- 58) Проблема экранизации литературных произведений
- 59) Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы
- 60) Философия и литература в творчестве Пришвина (Кащеева цепь, последние 2 звена), афоризмы. «Искусство как поведение»
- 61) Искусство лирической прозы в русской литературе 20 века
- 62) Искусство и литература в творчестве Паустовского (Мещёрский цикл)
- 63) Миниатюра в русской прозе 2-й половины 20 века (Солженицын «крохотки»)
- 64) Искусство лирико-психологической прозы Казакова (Во сне ты горько плакал)