32.Творчество в.Я. Брюсова.
Лит-ая деятельность Брюсова исключительно разнообразна. Поэт, романист, драматург, переводчик соединяются в нем с критиком, ученым исследователем стиха, историком и теоретиком лит-ры, редактором-комментатором. Однако с наибольшей силой и завершенностью художественная индивидуальность Брюсова и его социальная сущность выразились в его поэзии.
Поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, очень волевой человек. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В нем, видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в городском пейзаже. Я думаю, что на любой, пусть даже самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж. Такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, “в принципах материализма и атеизма”. Особо почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. Такие начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова. Основой поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только форма. Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX века, отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город “обдуманным чудом”, любуется “буйством” людских скопищ и “священным сумраком” улиц. Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где свершаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д. Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Маяковского или, например, у Блока. Протест против бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе, оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве. Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность бытия. Но следует отметить, что его “природные” стихи значительно уступают его урбанистической лирике. С большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — “Еще сказка”, “Баллады”, “Элегии”, “Мертвые напевы” и другие. Но мы не найдем в стихотворениях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсова любовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, “предельная”, “героическая страсть”. За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с известными дамами. Во времена новых революционных преобразований в городе наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказмом.
В поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города, прежде всего, чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс. Поэт с живой страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале XX века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы Брюсов заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника. Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое будущее “нового мира” как торжество “свободы, братства, равенства”:
Поэт — всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей - вечно сестры...
Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века. А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества.
Но и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции. Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный сборниками “В такие дни”, “Миг”, “Дали”. Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и для воссоздания в искусстве революционной действительности (“Третья осень”, “К русской революции”). Оригинальное художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов. В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал рационалистические “ключи тайн” к самым сокровенным человеческим чувствам, а также стремился понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он своим творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений отечественной поэзии.
- 47.Блок и революция
- 34.Андрей Белый
- 9.Вечные проблемы человечества в рассказе и. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 11. «Вечные» темы в творчестве и. Бунина
- 43. Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой в советское время
- 37.Футуристы
- 32.Творчество в.Я. Брюсова.
- 7.Дооктябрьская поэзия и.Бунина
- 19. Автобиографическая трилогия «Детство», «в людях», «Мои университеты» м. Горького, ее новаторский характер
- 50.Композиция поэмы а. А. Блока «Двенадцать»
- 10.Творчество и.А.Бунина. «Деревня»
- 48. (Любовная лирика а. А. Блока)
- 36.Н.С.Гумилев. Обзор творчества
- 42.Новаторский подход к теме любви в ранней поэзии Ахматовой
- 46.Социальные мотивы в лирике а. Блока
- 53."Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия о. Э. Мандельштама)
- 8.Изображение деревенского быта и х-ра крестьян в р-х и.Бунина 90-900г.
- 49."Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока)
- 5. Идейно- худож своеобразие рассказов Серафимовича н.90-900г.
- 20. Цикл рассказов и новелл "По Руси" Горького
- 13.Романтические произведения м. Горького, их художественное своеобразие.
- 21. Тема естественного человека в рассказах и повестях а.Куприна.
- 22.Повесть «Поединок».
- 45.Творчество м.И,Цветаевой
- 51.Ранняя лирика Маяковского.
- 39. В.Хлебников.
- 33.Поэзия Бальмонта.
- 29.Андреев леонид николаевич
- 52. Поэма "Облако в штанах"
- 44. «Реквием» Ахматовой.
- 27. Библейские мотивы в тв-ве л.Андреева.
- 1.Россия на рубеже 19-20 в экономика,политика,великие открытия
- 30.Русский символизм как модернистское направление в русской литературе
- 35.Акмеизм и его неоднородность
- 38.И.Северянин и эгофутуризм
- 28.Леонид Андреев. Тема греха и покаяния в повести "Иуда Искариот"
- 26. Гуманистический пафос рассказов Андреева.
- 29. Художественные искания Андреева.
- 23. Куприн о животных.
- 24. Отражение событий первой русской революции у Куприна в рассказах и очерках.
- 25. "Гранатовый браслет" Куприна.
- 41. Жизнь и творчество н.Клюева.
- 54.Творчество д.Бедного (Ефим Алексеевич Придворов).
- 6. «Город в степи» Серафимовича.
- 14. Многообразие проблематики реалист. Рассказов Горького.