6. «Город в степи» Серафимовича.
В годы реакции Серафимович, подобно Горькому, сохранил духа и «мучительную любовь» к народу, родине, борясь против реакционной идеологии средствами искусства и утверждая своим творчеством революционные идеи.
В 1912 году вышел роман Серафимовича «Город в степи». Обличая растленную сущность буржуазного предпринимательства с его бесчеловечием и разнузданным деспотизмом, Серафимович отводит в этом романе значительное место изображению рабочего движения в его начальной стадии, характеризует процесс постепенного пробуждения классового самосознания пролетариата, его первые шаги в революционной борьбе. Роман, вышедший в годы предвоенного революционного подъема, оказался полезным идейным оружием в борьбе рабочего класса с реакцией.
В романе «Город в степи» Серафимович показывает картину классовых взаимоотношений в 90-х годах, когда русский капитализм развивался быстрыми темпами. Процесс индустриализации России, в ходе которого все более обострялись классовые противоречия, ярко раскрыт Серафимовичем.
Захар Короедов — представитель нарождающегося и растущего капитализма; он шагает в ногу со своим временем и понимает, какие выгоды ему сулят новые, более высокие формы эксплуатации.
Образ К, несомненно, большая художественная удача автора; он нарисован мастерски, дан в органической связи внешней пластичности и внутренней психологической сущности. Характер К эволюционирует от открытой подлости до замаскированной, прикрытой ханжеством и лицемерием буржуазной «морали». Ранее Захарка открыто грабил и содержал притон разврата, теперь Захар Касьяныч переходит на позиции узаконенного грабежа. Старые методы ему уже не годятся, у него иной капитал, иной размах, иные обороты. К выходит на широкую общественную арену. А там, в мире капитализма, к которому он отныне принадлежит, свои законы, и преступать их нельзя. Умный и волевой человек, К сбрасывает с себя старое «рубище», чтобы облечься в новые одежды капитал. цивилизации. Являясь владельцем чугунолитейного и маслобойного заводов, табачной фабрики, домов и земли, он всячески способствует благоустройству вырастающего в степи города. Но под внешней благообразностью К-промышленника скрывается хищный зверь. Став промышленником, К насаждает «порядки» и «культуру» в своем городе. Он обращается к людям с елейными, ханжескими речами, призванными прикрыть его звериную жестокость, порочные страсти. Меняется даже внешний облик К. Это уже патриарх с седой бородой, со строгим, похудевшим, иконописным лицом. Действуя подкупом, он постепенно подчиняет себе не только жителей поселка, но и местные власти. Им подкуплены и мировой судья, и заседатель, и адвокат, он держит их в руках и заставляет выполнять свою волю. Серафимович показывает не только силу, но и обреченность К, его неминуемую гибель. Олицетворением предстоящей гибели Кор-х является внук и одновременно сын К— эпилептик Сергей. Вполне естественно, что дегенерат Сергей не может претендовать на то, чтобы взять в свои руки дела дома К. Серафимович уделяет особое внимание ненормальным взаимоотношениям Захара и Сергея и в назревшем конфликте между ними выражает идею неизбежной гибели К.
«Город в степи» построен по принципу параллельно развивающихся тем и сюжетных линий, которые то выступают раздельно, то сливаются воедино. Одной из них является тема отношения интеллигенции к окружающей действительности, выявления ее позорной роли прислужницы капитализма, вскрытие ее взаимоотношений с революционным народом. Этой теме в романе Серафимовича отведено значительное место. Изображая представителей бурж интел-и, писатель подчеркивает, что их «культура», изысканность речи — это лишь маска, прикрывающая защиту узко эгоистических интересов. Серафимович особо подчеркивает, что стремление к комфорту и обеспеченности полностью определяет образ действия этих интеллигентов.
Изображая коллектив рабочих, Серафимович выделяет образы двух вожаков: Рябого и Волкова. Рябой до конца остается верным своим убеждениям и попадает в ссылку в Сибирь. Волков постепенно отходит от революционного движения, приобретает домик, обрастает хозяйством.
В романе «Город в степи» дано столкновение между двумя лагерями. Лагерю капитализма противостоит лагерь пролетариата — его вожаки Рябой и Волков. Но они не сталкиваются в идейном поединке. В образах пролетарских вожаков Рябого и Волкова нет и той внутренней силы, которая поднимает их над классовыми врагами. У Серафимовича решающим фактором распада капитализма является не пролетарская борьба, а загнивание капитализма изнутри. Показ омещанивания отдельных групп «рабочей аристократии», отхода их от революционного движения не снижает, однако, жизнеутверждающую идею романа. Рабочая масса верит в свое будущее, ощущает себя все более мощной революционной силой. Именно поэтому роман Серафимовича противостоял ренегатской буржуазной литературе, пытающейся утверждать, что с революцией раз и навсегда покончено.
И в идейном и в художественном отношении роман «Город в степи» является как бы «квинтэссенцией» творчества Серафимовича.
Писатель стремился сконцентрировать в романе весь свой жизненный и творческий опыт. И, написав его, он ясно увидел и сильные и слабые стороны своей работы. Как художественное целое «Город в степи» — роман эпического звучания. Писатель хотел в нем воплотить ту борьбу современности, которая движет историю, те классовые столкновения, которые предвещали революционный взрыв. По обстановке и времени действия роман относится к концу XIX века, и события, изображенные в нем, насыщены содержанием того времени, к которому они хронологически привязаны. Вместе с тем содержание произведения выходит за хронологические рамки, несет в себе социальные и политические сдвиги, происшедшие позднее, обладает устремленностью в будущее. Такое идейное насыщение поэтических образов объясняется рядом причин. Одни из них порождены самой эстетикой писателя, другие же лежат вне ее. В годы реакции не могло быть и речи о прямом отражении революционных событий 1905 года. Только недосмотром цензуры можно объяснить появление в печати рассказа Серафимовича «Как вешали». Но это был небольшой рассказ, «частный» случай. В крупном же произведении о современности подобная «игра» с цензурой была немыслима.
После революции Серафимович становится одним из основоположников советской литературы, автором классического произведения «Железный поток». В 1943 году за выдающиеся заслуги в области художественной литературы А. С. Серафимовичу была присуждена Государственная премия первой степени.
- 47.Блок и революция
- 34.Андрей Белый
- 9.Вечные проблемы человечества в рассказе и. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 11. «Вечные» темы в творчестве и. Бунина
- 43. Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой в советское время
- 37.Футуристы
- 32.Творчество в.Я. Брюсова.
- 7.Дооктябрьская поэзия и.Бунина
- 19. Автобиографическая трилогия «Детство», «в людях», «Мои университеты» м. Горького, ее новаторский характер
- 50.Композиция поэмы а. А. Блока «Двенадцать»
- 10.Творчество и.А.Бунина. «Деревня»
- 48. (Любовная лирика а. А. Блока)
- 36.Н.С.Гумилев. Обзор творчества
- 42.Новаторский подход к теме любви в ранней поэзии Ахматовой
- 46.Социальные мотивы в лирике а. Блока
- 53."Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия о. Э. Мандельштама)
- 8.Изображение деревенского быта и х-ра крестьян в р-х и.Бунина 90-900г.
- 49."Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока)
- 5. Идейно- худож своеобразие рассказов Серафимовича н.90-900г.
- 20. Цикл рассказов и новелл "По Руси" Горького
- 13.Романтические произведения м. Горького, их художественное своеобразие.
- 21. Тема естественного человека в рассказах и повестях а.Куприна.
- 22.Повесть «Поединок».
- 45.Творчество м.И,Цветаевой
- 51.Ранняя лирика Маяковского.
- 39. В.Хлебников.
- 33.Поэзия Бальмонта.
- 29.Андреев леонид николаевич
- 52. Поэма "Облако в штанах"
- 44. «Реквием» Ахматовой.
- 27. Библейские мотивы в тв-ве л.Андреева.
- 1.Россия на рубеже 19-20 в экономика,политика,великие открытия
- 30.Русский символизм как модернистское направление в русской литературе
- 35.Акмеизм и его неоднородность
- 38.И.Северянин и эгофутуризм
- 28.Леонид Андреев. Тема греха и покаяния в повести "Иуда Искариот"
- 26. Гуманистический пафос рассказов Андреева.
- 29. Художественные искания Андреева.
- 23. Куприн о животных.
- 24. Отражение событий первой русской революции у Куприна в рассказах и очерках.
- 25. "Гранатовый браслет" Куприна.
- 41. Жизнь и творчество н.Клюева.
- 54.Творчество д.Бедного (Ефим Алексеевич Придворов).
- 6. «Город в степи» Серафимовича.
- 14. Многообразие проблематики реалист. Рассказов Горького.