logo
file-1391

6. «Город в степи» Серафимовича.

В годы реакции Серафимович, подобно Горькому, сохранил духа и «мучительную любовь» к народу, родине, борясь против реакционной идеологии средствами искусства и утверждая своим творчеством революционные идеи.

В 1912 году вышел роман Серафимовича «Город в степи». Обличая растленную сущность буржуазного предпринимательства с его бесчеловечием и разнузданным деспотизмом, Серафимович отводит в этом романе значительное место изображению рабочего движения в его начальной стадии, характеризует процесс постепенного пробуждения классового самосознания пролетариата, его первые шаги в революционной борьбе. Роман, вышедший в годы предвоенного революционного подъема, оказался полезным идейным оружием в борьбе рабочего класса с реакцией.

В романе «Город в степи» Серафимович показывает картину классовых взаимоотношений в 90-х годах, когда русский капитализм развивался быстрыми темпами. Процесс индустриализации России, в ходе которого все более обострялись классовые противоречия, ярко раскрыт Серафимовичем.

Захар Короедов — представитель нарождающегося и растущего капитализма; он шагает в ногу со своим временем и понимает, какие выгоды ему сулят новые, более высокие формы эксплуатации.

Образ К, несомненно, большая художественная удача автора; он нарисован мастерски, дан в органической связи внешней пластичности и внутренней психологической сущности. Характер К эволюционирует от открытой подлости до замаскированной, прикрытой ханжеством и лицемерием буржуазной «морали». Ранее Захарка открыто грабил и содержал притон разврата, теперь Захар Касьяныч переходит на позиции узаконенного грабежа. Старые методы ему уже не годятся, у него иной капитал, иной размах, иные обороты. К выходит на широкую общественную арену. А там, в мире капитализма, к которому он отныне принадлежит, свои законы, и преступать их нельзя. Умный и волевой человек, К сбрасывает с себя старое «рубище», чтобы облечься в новые одежды капитал. цивилизации. Являясь владельцем чугунолитейного и маслобойного заводов, табачной фабрики, домов и земли, он всячески способствует благоустройству вырастающего в степи города. Но под внешней благообразностью К-промышленника скрывается хищный зверь. Став промышленником, К насаждает «порядки» и «культуру» в своем городе. Он обращается к людям с елейными, ханжескими речами, призванными прикрыть его звериную жестокость, порочные страсти. Меняется даже внешний облик К. Это уже патриарх с седой бородой, со строгим, похудевшим, иконописным лицом. Действуя подкупом, он постепенно подчиняет себе не только жителей поселка, но и местные власти. Им подкуплены и мировой судья, и заседатель, и адвокат, он держит их в руках и заставляет выполнять свою волю. Серафимович показывает не только силу, но и обреченность К, его неминуемую гибель. Олицетворением предстоящей гибели Кор-х является внук и одновременно сын К— эпилептик Сергей. Вполне естественно, что дегенерат Сергей не может претендовать на то, чтобы взять в свои руки дела дома К. Серафимович уделяет особое внимание ненормальным взаимоотношениям Захара и Сергея и в назревшем конфликте между ними выражает идею неизбежной гибели К.

«Город в степи» построен по принципу параллельно развивающихся тем и сюжетных линий, которые то выступают раздельно, то сливаются воедино. Одной из них является тема отношения интеллигенции к окружающей действительности, выявления ее позорной роли прислужницы капитализма, вскрытие ее взаимоотношений с революционным народом. Этой теме в романе Серафимовича отведено значительное место. Изображая представителей бурж интел-и, писатель подчеркивает, что их «культура», изысканность речи — это лишь маска, прикрывающая защиту узко эгоистических интересов. Серафимович особо подчеркивает, что стремление к комфорту и обеспеченности полностью определяет образ действия этих интеллигентов.

Изображая коллектив рабочих, Серафимович выделяет образы двух вожаков: Рябого и Волкова. Рябой до конца остается верным своим убеждениям и попадает в ссылку в Сибирь. Волков постепенно отходит от революционного движения, приобретает домик, обрастает хозяйством.

В романе «Город в степи» дано столкновение между двумя лагерями. Лагерю капитализма противостоит лагерь пролетариата — его вожаки Рябой и Волков. Но они не сталкиваются в идейном поединке. В образах пролетарских вожаков Рябого и Волкова нет и той внутренней силы, которая поднимает их над классовыми врагами. У Серафимовича решающим фактором распада капитализма является не пролетарская борьба, а загнивание капитализма изнутри. Показ омещанивания отдельных групп «рабочей аристократии», отхода их от революционного движения не снижает, однако, жизнеутверждающую идею романа. Рабочая масса верит в свое будущее, ощущает себя все более мощной революционной силой. Именно поэтому роман Серафимовича противостоял ренегатской буржуазной литературе, пытающейся утверждать, что с революцией раз и навсегда покончено.

И в идейном и в художественном отношении роман «Город в степи» является как бы «квинтэссенцией» творчества Серафимовича.

Писатель стремился сконцентрировать в романе весь свой жизненный и творческий опыт. И, написав его, он ясно увидел и сильные и слабые стороны своей работы. Как художественное целое «Город в степи» — роман эпического звучания. Писатель хотел в нем воплотить ту борьбу современности, которая движет историю, те классовые столкновения, которые предвещали революционный взрыв. По обстановке и времени действия роман относится к концу XIX века, и события, изображенные в нем, насыщены содержанием того времени, к которому они хронологически привязаны. Вместе с тем содержание произведения выходит за хронологические рамки, несет в себе социальные и политические сдвиги, происшедшие позднее, обладает устремленностью в будущее. Такое идейное насыщение поэтических образов объясняется рядом причин. Одни из них порождены самой эстетикой писателя, другие же лежат вне ее. В годы реакции не могло быть и речи о прямом отражении революционных событий 1905 года. Только недосмотром цензуры можно объяснить появление в печати рассказа Серафимовича «Как вешали». Но это был небольшой рассказ, «частный» случай. В крупном же произведении о современности подобная «игра» с цензурой была немыслима.

После революции Серафимович становится одним из основоположников советской литературы, автором классического произведения «Железный поток». В 1943 году за выдающиеся заслуги в области художественной литературы А. С. Серафимовичу была присуждена Государственная премия первой степени.