38.И.Северянин и эгофутуризм
«Эгофутуризм» был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.).
Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.
В литературу Северянин входил трудно. Начав с серии патриотических стихов, затем пробовал себя в стихотворной юмористике и, наконец, перешел к лирической поэзии. Впрочем, лирику молодого автора газеты и журналы тоже не печатали. Издав в 1904-1912 гг. за свой счет 35 стихотворных брошюр, Северянин так и не обрел желанной известности.
Успех пришел с неожиданной стороны. В 1910 г. Лев Толстой с возмущением высказался о ничтожестве современной поэзии, приведя в качестве примера несколько строк из книжки Северянина «Интуитивные краски». Впоследствии поэт с удовольствием разъяснял, что стихотворение было сатирико-ироническим, но Толстой воспринял и истолковал его всерьез.
Скандальная известность сыграла свою роль: поэта заметили в литературных кругах, и в 1911 году появилась уже хвалебная рецензия В.Брюсова на сборник "Электрические стихи".
В этом же году вокруг Северянина формируется новое литературное объединение - "эгофутуризм". Эгофутуристы (помимо Северянина в объединение входили Георгий Иванов, Грааль Арельский и др. теоретической основой провозгласили Интуицию и Эгоизм.)
Широчайшую известность принесли поэту стихи, помещённые им во второй раздел этого сборника "Мороженое из сирени". Поэт сумел верно уловить желание, витавшее в обществе: уйти от трагизма предвоенной грозы, уйти от действительности, но не в изящную "мечту", расписанную символистами, а в бурную, страстную, яркую "иную жизнь".
Одни видели в его стихах рождение нового искусства, другие признак упадка литературных нравов. Но своим хулителям поэт отвечал стихотворением из четвёртого раздела сборника "Эгофутуризм", где были собраны декларативные лозунги его творчества:
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Действительно успех поэта был ошеломляющим. За два года было напечатано девять изданий сборника "Громкокипящий кубок".
Перед первой мировой войной его поэтическая слава достигла своего апогея. Залы на его "эгических поэзовечерах" были переполнены публикой, сборники стихов расхватывались мгновенно.
Ориентация скорее на слушателя, чем на читателя, определила и особое строение стихов Северянина. Его поэзии свойственна мелодичность и благозвучие, стихи имеют близкое к романсному строфическое построение с многочисленными повторами и подхватами отдельных слов и целых фраз, изобилует рефренами и анафорами и унаследованными от Бальмонта разнообразными внутренними созвучиями в стихе - ассонансами и аллитерациями.
Северяниным были изобретены десять новых стихоформ: "миньонет", "поэметта", "лириза", "дизель", "квинтина" и другие, обоснование которым он дал в неопубликованном труде "Теория версификации". В русле своих футуристических исканий занимался поэт и словотворчеством.
27 февраля 1918 года на "поэзовечере" в Политехническом музее в Москве Северянин был провозглашён "королём поэзии". Это была высшая и последняя точка головокружительного успеха Игоря Северянина. Летом 1918 года он оказался в эмиграции.
Общей тенденцией в его творчестве становится возврат к классическим традициям русского стиха. "Чем проще стих, тем он труднее..."- станет его девизом. Ведя полурыбацкий образ жизни, он, как в детстве, начинает черпать жизненную силу в общении с природой, к ней же обращается и в творчестве:
В его поэзию проникают ностальгические мотивы, горькое признание уже прошедшей жизни. Кроме трёх автобиографических поэм он написал поэму "Рояль Леандра" (1925), написанную онегинской строфой. В 1931 году вышел его сборник стихов "Классические розы", обобщивший творческие искания поэта последних лет. Теперь поэт снова нашёл путь к сердцам читателей и слушателей через классическое звучание русского стиха, но былой популярности уже не было и поэт бедствовал.
После 1935 года Северянин почти не пишет оригинальных стихов, занимаясь переводами в основном с эстонского.
- 47.Блок и революция
- 34.Андрей Белый
- 9.Вечные проблемы человечества в рассказе и. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 11. «Вечные» темы в творчестве и. Бунина
- 43. Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой в советское время
- 37.Футуристы
- 32.Творчество в.Я. Брюсова.
- 7.Дооктябрьская поэзия и.Бунина
- 19. Автобиографическая трилогия «Детство», «в людях», «Мои университеты» м. Горького, ее новаторский характер
- 50.Композиция поэмы а. А. Блока «Двенадцать»
- 10.Творчество и.А.Бунина. «Деревня»
- 48. (Любовная лирика а. А. Блока)
- 36.Н.С.Гумилев. Обзор творчества
- 42.Новаторский подход к теме любви в ранней поэзии Ахматовой
- 46.Социальные мотивы в лирике а. Блока
- 53."Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия о. Э. Мандельштама)
- 8.Изображение деревенского быта и х-ра крестьян в р-х и.Бунина 90-900г.
- 49."Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока)
- 5. Идейно- худож своеобразие рассказов Серафимовича н.90-900г.
- 20. Цикл рассказов и новелл "По Руси" Горького
- 13.Романтические произведения м. Горького, их художественное своеобразие.
- 21. Тема естественного человека в рассказах и повестях а.Куприна.
- 22.Повесть «Поединок».
- 45.Творчество м.И,Цветаевой
- 51.Ранняя лирика Маяковского.
- 39. В.Хлебников.
- 33.Поэзия Бальмонта.
- 29.Андреев леонид николаевич
- 52. Поэма "Облако в штанах"
- 44. «Реквием» Ахматовой.
- 27. Библейские мотивы в тв-ве л.Андреева.
- 1.Россия на рубеже 19-20 в экономика,политика,великие открытия
- 30.Русский символизм как модернистское направление в русской литературе
- 35.Акмеизм и его неоднородность
- 38.И.Северянин и эгофутуризм
- 28.Леонид Андреев. Тема греха и покаяния в повести "Иуда Искариот"
- 26. Гуманистический пафос рассказов Андреева.
- 29. Художественные искания Андреева.
- 23. Куприн о животных.
- 24. Отражение событий первой русской революции у Куприна в рассказах и очерках.
- 25. "Гранатовый браслет" Куприна.
- 41. Жизнь и творчество н.Клюева.
- 54.Творчество д.Бедного (Ефим Алексеевич Придворов).
- 6. «Город в степи» Серафимовича.
- 14. Многообразие проблематики реалист. Рассказов Горького.