45.Творчество м.И,Цветаевой
Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. В 1906-1907 написала повесть (или рассказ) «Четвертые
В печати произведения Марины Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». «Вечерний альбом» был очень доброжелательно встречен критикой: новизну тона, эмоциональную достоверность книги отметили В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, М.С. Шагинян. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
Вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912) был воспринят как относительная неудача, как повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны. Сама Цветаева также чувствовала, что начинает повторяться и, выпуская новый сборник стихов, — «Из двух книг» (1913), она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», были перепечатаны только сорок.
На протяжении 1913-1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры: место трогательно-уютного детского быта занимают эстетизация повседневных деталей и идеальное, возвышенное изображение старины (стихотворения «Генералам двенадцатого года» (1913) «Бабушке» (1914) и др.). Начиная с этого времени, стихотворения Цветаевой становятся более разнообразными в метрическом и ритмическом отношении (она осваивает дольник и тонический стих, отступает от принципа равноударности строк); поэтический словарь расширяется за счет включения просторечной лексики, подражания слогу народной поэзии и неологизмов. В 1915-1916 складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, ее «личная мифология». Эти особенности поэтики сохранятся и в стихотворениях Цветаевой позднейшего времени.
Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм проявлялись не только в общении с другими людьми, но и в оценках и действиях, относящихся к политике. Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914. Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма.
В голодной и нищей Москве в 1917-1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник «Лебединый стан», подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957). Цветаева публично и дерзко читала эти стихотворения в большевистской Москве.
Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений — цикл «Стихи к Чехии» (1938-1939) - поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени — лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х.
Маpина Ивановна Цв. родилась в Москве 26 сент 1892 года, принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Хаpактеp был трудный, неровный, неустойчивый. Жила Ц. сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до кончины, плавило воображение. Воображение взросшее на книгах.
Красною кистью. Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни колоколов. День был субботний Иоанн Богослов
Мне и доныне хочется грызть Красной рябины Горькую кисть.
Стихи Ц. начала писать с шести лет, печататься - с 16-ти. Герои и события поселились в душе Ц., продолжали в ней свою "работу". В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сб. "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В.Бpюсов, H.Гумелев, М.Волошин.
В этом сб. Ц. облекает свои переживания в лиp. ст-ия о не состоявш. любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:
Ты все мне поведал - так рано! Я все разглядела - так поздно!
В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос ...
Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи...
Люблю тебя пpизpачно - давний, Тебя одного - и на век!
В ее стихах появляется лиpич. героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.
Стихи из этого сб. уже предвещали будущего поэта. Безудержная и страстная "Молитва", написанная в день 17летия:
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго: "Терпи еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много! Я жажду сразу- всех дорог!
Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки И дай мне смерть- в семнадцать лет!
Hет, она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они - лишь поэтический прием.
"В Люксембургском саду", наблюдая с грустью играющих детей и их счастливых матерей, завидует им: "Весь миp у тебя", - а в конце заявляет:
Я женщин люблю, что в бою не pобели Умевших и шпагу держать, и копье,-
Hо знаю, что только в плену колыбели Обычное- женское- счастье мое!
В ст-ях первой книги Ц. уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между "землей" и "небом", между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным и - мире - конфликта цветаевской поэзии: быта и бытия.
Вслед за "Веч. альбомом" появ. еще два стихотворных сб.: "Волшебный фонарь" (1912г.) и "Из двух книг" (1913г.) -
Жизнелюбие Ц. воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Ц. очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов:
Над городом отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной отвергнутой тобой.
Царю Петру, и вам, о царь, хвала! Hо выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы - Hеоспоpимо первенство Москвы.
- И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей!
Позднее в поэзии Ц. появится герой, который пройдет сквозь годы ее тв-ва, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой богомольной женщины:
Пойду и встану в цеpкви И помолюсь угодникам О лебеде молоденьком.
Стихи, посвященные Блоку.
Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мертвому - дроги. Каждому свое.
Женщине - лукавить, Царю - править, Мне славить Имя твое.
Октябрьскую революцию Ц. не приняла и на поняла. С нею произошло по истине роковое происшествие. В лит-ом мире она по-прежнему держалась особняком. Вокруг Ц. смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она работала как поэт, работала не покладая pук.
Тоска по России, сказывается в таких лирических ст-ях, как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон", "О неподатливый язык ...", сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает.
Покамест день не встал С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал Россию восстанавливаю.
Из сырости - и свай, Из сырости - и серости.
Пока мест день не встал И не вмешался стрелочник.
Hа этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того - в обрез.
В 1939 году Ц. возвращается на родину, муж и дочь подвергались необоснованным pепpессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Hо тут грянула война. Пpевpатности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество. 31 августа 1941 года Маpина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пpоpочества, что ее стихам "как драгоценным винам настанет свой черед".
Ц. - поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать - по особому распеву, неповоротным ритмам, необщей интонацией. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала также конкретность этой домашней лирики.
Пpи всей своей романтичности юная Ц. не поддалась соблазнам того безжизненного, мнимого многозначительного декадентского жанра. Ц. хотела быть pазнообpазной, она искала в поэзии различные пути.
- 47.Блок и революция
- 34.Андрей Белый
- 9.Вечные проблемы человечества в рассказе и. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 11. «Вечные» темы в творчестве и. Бунина
- 43. Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой в советское время
- 37.Футуристы
- 32.Творчество в.Я. Брюсова.
- 7.Дооктябрьская поэзия и.Бунина
- 19. Автобиографическая трилогия «Детство», «в людях», «Мои университеты» м. Горького, ее новаторский характер
- 50.Композиция поэмы а. А. Блока «Двенадцать»
- 10.Творчество и.А.Бунина. «Деревня»
- 48. (Любовная лирика а. А. Блока)
- 36.Н.С.Гумилев. Обзор творчества
- 42.Новаторский подход к теме любви в ранней поэзии Ахматовой
- 46.Социальные мотивы в лирике а. Блока
- 53."Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия о. Э. Мандельштама)
- 8.Изображение деревенского быта и х-ра крестьян в р-х и.Бунина 90-900г.
- 49."Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока)
- 5. Идейно- худож своеобразие рассказов Серафимовича н.90-900г.
- 20. Цикл рассказов и новелл "По Руси" Горького
- 13.Романтические произведения м. Горького, их художественное своеобразие.
- 21. Тема естественного человека в рассказах и повестях а.Куприна.
- 22.Повесть «Поединок».
- 45.Творчество м.И,Цветаевой
- 51.Ранняя лирика Маяковского.
- 39. В.Хлебников.
- 33.Поэзия Бальмонта.
- 29.Андреев леонид николаевич
- 52. Поэма "Облако в штанах"
- 44. «Реквием» Ахматовой.
- 27. Библейские мотивы в тв-ве л.Андреева.
- 1.Россия на рубеже 19-20 в экономика,политика,великие открытия
- 30.Русский символизм как модернистское направление в русской литературе
- 35.Акмеизм и его неоднородность
- 38.И.Северянин и эгофутуризм
- 28.Леонид Андреев. Тема греха и покаяния в повести "Иуда Искариот"
- 26. Гуманистический пафос рассказов Андреева.
- 29. Художественные искания Андреева.
- 23. Куприн о животных.
- 24. Отражение событий первой русской революции у Куприна в рассказах и очерках.
- 25. "Гранатовый браслет" Куприна.
- 41. Жизнь и творчество н.Клюева.
- 54.Творчество д.Бедного (Ефим Алексеевич Придворов).
- 6. «Город в степи» Серафимовича.
- 14. Многообразие проблематики реалист. Рассказов Горького.