10.Творчество и.А.Бунина. «Деревня»
Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями.
В 1910 году выходит в свет повесть Бунина «Деревня». Важное место в творчестве Бунина занимали его размышления о загадочной русской душе, которые наиболее полно воплотились в повести «Деревня», вызвавшей в читательских кругах сенсацию своей беспощадностью, смелостью и вызовом общепринятому мнению, эта повесть принесла ему подлинную известность. Бунин включился в дискуссию о национальном характере, о судьбе России и русского народа.
Современников поразило в бунинском изображении деревни не правдивое описание её материальной нищеты – это было уже привычным в литературе, а указание на «запустение» душевное. Бунин уверен, что проблемы России коренятся именно в духовной, а не в материальной сфере. Современность, война с Японией, революция отражены в повести только косвенно, словно бы мимоходом, главный её материал, как обычно у Бунина, - быт, повседневность, в которых, по замыслу автора, проглядывает образ Дурновки, всей русской деревни, а значит и всей России. Бунин видит Россию именно так – как страну деревень. Идея автора повести – изобразить русский народ без идеализации, русскую душу – в её «трагических основах». Резкость в изображении деревни поэтому намеренная и необычная: это «первобытно – тяжкая «работа, дикий «пещерный» быт, лютые нравы, замордованная красота, общий безобразный, «серый» тон повествования, проникающий даже в пейзаж, когда серым становится и любимый Буниным снег («Утро было серое. Под затвердевшим серым снегом серой была и деревня… под белёсым небом серое снежное поле». Серым зовётся даже человек (один из героев «Деревни»). Право так говорить о деревне у Бунина формально оправдано тем, что оно принадлежит как бы самим мужикам; именно им, выходцам из Дурновки, братьям Красовым - Тихону и Кузьме, отдано главное место в повествовании, и эти фигуры, их угол зрения определяют его тон. Это личности, только что отделившиеся от общей крестьянской массы и в каком – то отношении противопоставившие себя ей: разбогатевший Тихон Ильич – как новый хозяин, мужик - «барин», а Кузьма – как созерцатель, поэт, наблюдающий и обдумывающий окружающую жизнь. Их точки зрения полярные. В этих столкновениях, колебаниях, вырисовывается и точка зрения автора, его предпочтение видения Кузьмы. На вопрос, что же является определяющим началом – история или характер, душа народа, от которой зависит ход истории, - Бунин не даёт однозначного ответа. Два главных персонажа «Деревни», братья Тихон и Кузьма, несут в себе сходное противоречие. Тихон из тех мужиков – кулаков, умных, оборотистых, сильных, что вырываются в эту пору в «господа». Он становится владельцем барского имения «князем во князьях». Для него самое главное на свете – «дело», оно важнее всяких «казней», о которых читает в газетах его брат, оно, «дело», съедает жизнь его самого и окружающих. Участь Тихона - ненавидеть мужиков и быть ненавидимым ими. Кузьма же не мужик, не барин, самоучка – стихотворец, «анархист», укоритель всех порядков, человек не у дел, без дома, без семьи, без цели. Этот «странный русский тип» встречается у Бунина часто. В «Деревне», кроме Кузьмы, мы узнаём его в другой индивидуальности – в образе крестьянина Серого, шатающегося «от двора к двору», которому всё «не попадало дела настоящего, да и только»
Одна из самых удивительных черт русского характера, которой не устаёт поражаться Бунин, - это абсолютная неспособность к нормальной жизни и отвращение к будням. Повседневная работа при таком ощущении жизни – одно из самых тяжких наказаний. Однако апатия в обыденной жизни сменяется неожиданной энергией в чрезвычайных обстоятельствах. Так один из персонажей «Деревни» - Серый ленится заделать дыры в крыше, но первым является на пожар. Описывая грубость, зависть, враждебность, жестокость крестьян, Бунин никогда не позволяет себе обличительный тон, он предельно правдив и объективен. Однако это не холодная констатация действительности, а жалость и сострадание к «мечущимся и несчастным». Только истинно русский мог так написать о России.
- 47.Блок и революция
- 34.Андрей Белый
- 9.Вечные проблемы человечества в рассказе и. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 11. «Вечные» темы в творчестве и. Бунина
- 43. Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой в советское время
- 37.Футуристы
- 32.Творчество в.Я. Брюсова.
- 7.Дооктябрьская поэзия и.Бунина
- 19. Автобиографическая трилогия «Детство», «в людях», «Мои университеты» м. Горького, ее новаторский характер
- 50.Композиция поэмы а. А. Блока «Двенадцать»
- 10.Творчество и.А.Бунина. «Деревня»
- 48. (Любовная лирика а. А. Блока)
- 36.Н.С.Гумилев. Обзор творчества
- 42.Новаторский подход к теме любви в ранней поэзии Ахматовой
- 46.Социальные мотивы в лирике а. Блока
- 53."Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия о. Э. Мандельштама)
- 8.Изображение деревенского быта и х-ра крестьян в р-х и.Бунина 90-900г.
- 49."Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока)
- 5. Идейно- худож своеобразие рассказов Серафимовича н.90-900г.
- 20. Цикл рассказов и новелл "По Руси" Горького
- 13.Романтические произведения м. Горького, их художественное своеобразие.
- 21. Тема естественного человека в рассказах и повестях а.Куприна.
- 22.Повесть «Поединок».
- 45.Творчество м.И,Цветаевой
- 51.Ранняя лирика Маяковского.
- 39. В.Хлебников.
- 33.Поэзия Бальмонта.
- 29.Андреев леонид николаевич
- 52. Поэма "Облако в штанах"
- 44. «Реквием» Ахматовой.
- 27. Библейские мотивы в тв-ве л.Андреева.
- 1.Россия на рубеже 19-20 в экономика,политика,великие открытия
- 30.Русский символизм как модернистское направление в русской литературе
- 35.Акмеизм и его неоднородность
- 38.И.Северянин и эгофутуризм
- 28.Леонид Андреев. Тема греха и покаяния в повести "Иуда Искариот"
- 26. Гуманистический пафос рассказов Андреева.
- 29. Художественные искания Андреева.
- 23. Куприн о животных.
- 24. Отражение событий первой русской революции у Куприна в рассказах и очерках.
- 25. "Гранатовый браслет" Куприна.
- 41. Жизнь и творчество н.Клюева.
- 54.Творчество д.Бедного (Ефим Алексеевич Придворов).
- 6. «Город в степи» Серафимовича.
- 14. Многообразие проблематики реалист. Рассказов Горького.