43. Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой в советское время
Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь.
В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только \"литударников\", но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом.
В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю. Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях.
В 1918 началась массовая эмиграция: один за другим покидали Россию близкие Ахматовой люди: Б.Антреп, А.Лурье, подруга юности О.Глебова-Судейкина. Выбор Ахматовой был иным — она осталась в "глухой и грешной" России. Чувство связи с русской землей, ответственности перед Россией и ее языком побудило ее вступить в диалог с теми, кто бросил землю. К эмигрантам Ахматова обратила гневное: Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам.
Щедрый на несчастья 1921 был плодотворным для Ахматовой. В петербургском издательстве "Петрополис" вышли два ее сборника — Подорожник и Anno Domini. В них все ощутимей становится скорбная торжественность, пророческая интонация и некрасовски настроенная сочувственность. За многими, казалось бы, отвлеченными образами прочитываются страшные реалии революционного времени.
Замечательным памятником той скорбной поры является ее знаменитый \"Реквием\"(1935). В этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
Там тюремный тополь качается
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается...
Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:
Милый мой! И я тоже.
Умру с тобой...
Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов. В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: \"Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо...\" Далее Неведомская вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
И томное сердце слышит
Тайную весть о дальнем...
То вновь драматично, с тяжким предчувствием:
А наутро встанешь с новою загадкой,
Но уже не ясной и не сладкой.
И омоешь пыточной кровью
то, что люди назвали любовью...
Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
Не придумать разлуку бездонней,
Лучше б сразу тогда — наповал...
И, наверно, нас разлученней
В этом мире никто не бывал.
Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы. Тема Родины также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего
- 47.Блок и революция
- 34.Андрей Белый
- 9.Вечные проблемы человечества в рассказе и. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 11. «Вечные» темы в творчестве и. Бунина
- 43. Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой в советское время
- 37.Футуристы
- 32.Творчество в.Я. Брюсова.
- 7.Дооктябрьская поэзия и.Бунина
- 19. Автобиографическая трилогия «Детство», «в людях», «Мои университеты» м. Горького, ее новаторский характер
- 50.Композиция поэмы а. А. Блока «Двенадцать»
- 10.Творчество и.А.Бунина. «Деревня»
- 48. (Любовная лирика а. А. Блока)
- 36.Н.С.Гумилев. Обзор творчества
- 42.Новаторский подход к теме любви в ранней поэзии Ахматовой
- 46.Социальные мотивы в лирике а. Блока
- 53."Пора вам знать: я тоже современник» (поэзия о. Э. Мандельштама)
- 8.Изображение деревенского быта и х-ра крестьян в р-х и.Бунина 90-900г.
- 49."Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока)
- 5. Идейно- худож своеобразие рассказов Серафимовича н.90-900г.
- 20. Цикл рассказов и новелл "По Руси" Горького
- 13.Романтические произведения м. Горького, их художественное своеобразие.
- 21. Тема естественного человека в рассказах и повестях а.Куприна.
- 22.Повесть «Поединок».
- 45.Творчество м.И,Цветаевой
- 51.Ранняя лирика Маяковского.
- 39. В.Хлебников.
- 33.Поэзия Бальмонта.
- 29.Андреев леонид николаевич
- 52. Поэма "Облако в штанах"
- 44. «Реквием» Ахматовой.
- 27. Библейские мотивы в тв-ве л.Андреева.
- 1.Россия на рубеже 19-20 в экономика,политика,великие открытия
- 30.Русский символизм как модернистское направление в русской литературе
- 35.Акмеизм и его неоднородность
- 38.И.Северянин и эгофутуризм
- 28.Леонид Андреев. Тема греха и покаяния в повести "Иуда Искариот"
- 26. Гуманистический пафос рассказов Андреева.
- 29. Художественные искания Андреева.
- 23. Куприн о животных.
- 24. Отражение событий первой русской революции у Куприна в рассказах и очерках.
- 25. "Гранатовый браслет" Куприна.
- 41. Жизнь и творчество н.Клюева.
- 54.Творчество д.Бедного (Ефим Алексеевич Придворов).
- 6. «Город в степи» Серафимовича.
- 14. Многообразие проблематики реалист. Рассказов Горького.