logo
file-1391

54.Творчество д.Бедного (Ефим Алексеевич Придворов).

Демьян Бедный вошел в историю пролетарской поэзии как выдающийся мастер слова, почти сорок лет с честью служивший своему народу. В поэзии Д. Бедного ярко запечатлена борьба рус раб класса, возглавившего народные массы на штурм старого мира и построение свободного общества. Необычайная ясность и доходчивость, полнейшая слитность с интересами народа, невиданная ранее в поэзии, отличает стихи этого выдающегося поэта.

Разнузданный разгул реакции 1907—1910 годов не только заставил призадуматься Е. Придворова, но решительно и бесповоротно определил его позиции, побудил встать на сторону порабощенного народа и отказаться от мещанского благополучия. В 1909 году студент Е. Придворов публикует стихотворения, протестующие против смертных казней, в народническом журнале «Русское богатство». На первых порах в поэзии Е. Придворова не было еще призыва к борьбе, в ней главенствуют два основных мотива: в меру возможностей, оставляемых цензурой, критика полицейского режима и скорбь о тяжкой судьбе русского крестьянства. Естественно, что эти ранние стихи не могли быть вполне самостоятельными, и в них сильно влияние поздней народнической лирики. Тем не менее самый выбор пути свидетельствовал о прочной демократической основе взглядов Е. Придворова, а это было особенно важно в годы распада и широкого ренегатства в среде русской интеллигенции. Основным жанром раннего творчества Бедного была лирика: в стихах 1908—1910 годов мы видим на первом плане личность самого поэта, его переживания. Однако в этих переживаниях меньше всего личного, индивидуалистического. Стихи поэта резко выделялись на фоне тогдашней поэзии декадентов. В них мы видим отклик на события общественно-политической жизни: они выражают протест против реакции, против царских палачей, беспощадно расправляющихся с революционерами. Поэт выражает свой гнев, создавая стихи резко обличительного характера. В стихотворении 1909 года «С тревогой жуткою» поэт раскрывается прежде всего с общественной стороны, его личная боль вызвана трагедией эпохи реакции, которая определяет и эмоциональный строй стиха. Протест поэта против царских сатрапов, учинявших зверские расправы над борцами за свободу, выражается в стихотворении «Сынок», где трагические события времени представлены в восприятии ребенка.

Поэт не только близко к сердцу принимает горе и страдания дорогих ему земляков, приславших письмо из деревни, но он и себя представляет читателю мужицким ходатаем, «природным мужиком», переживающим радость при получении доплатного письма от родных. Эта черта, присущая поэзии Придворова в те годы — ощущение себя крестьянским заступником,— сближает его с некрасовской традицией. В стихотворении «Праздник» крестьяне показаны не как безропотные страдальцы, а как соединенный общим чувством коллектив, возмущенный царской расправой над сыном деда Емели, посаженным в тюрьму, и протестующий против произвола властей. Д.Б. все более определяется как выразитель идей и настроений трудового крестьянства, испытавшего на себе тяжелый гнет эксплуататоров; он на стороне тех, кто протестует против деспотизма, тех, кто мужественно отдает себя беззаветной борьбе за народное дело. В стихах поэта широко используется народный крестьянский язык, они характеризуются простотой речи, доступной крестьянскому читателю. Так называемая «корявость» его поэтической речи, о которой он сам многократно писал в своих

поэтических декларациях также сближала его с некрасовской традицией и даже с некрасовской самооценкой своего поэтического языка: обличительный пафос стихов этих лет требовал ораторских интонаций, которые обильно используются Бедным. Сочетание двух планов — отвлеченно-призывного и предметного — характеризует поэзию Е. Придворова этих лет в целом.

Стихи поэта, выражающие боевые призывы и гнев против реакционной политики царизма, выдержаны в ораторских интонациях, где нет места украшательству и где сравнение, метафора и эпитет придают теме большую масштабность (стих. «Бывает час» образ поля, усеянного маками)

В стихах Бедного все ощутимее сказывается влияние некрасовской гражданской поэзии, в некрасовском духе он решает и вопрос о назначении поэта. В раннем стихотворении «Чудных три песни» поэт говорит о песне борьбы, предвещающей конец лихолетью.

Вместе с тем в стихах этого времени ощущаются и слабые стороны, обусловленные тем, что поэт еще не находит точки опоры в борьбе с ненавистной твердыней. Отсюда — сознание своего бессилия, которое сквозит как лейтмотив в ряде ранних стихов.

Так жизнеутверждающее творчество Демьяна Бедного служило коренным интересам пролетарской революционной борьбы.

Творчество Бедного сыграло большую роль в идейной подготовке Октябрьской социалистической революции. А когда революция совершилась, он стал ее страстным певцом и летописцем, отразив в своих многочисленных стихах все важнейшие события героической эпохи и борьбы трудового народа за построение социалистического общества.