logo search
Литература

64. Творческий путь а.Солженицына. Анализ рассказа «Матрёнин двор».

Затем А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. повести "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в зарубежье. В 1969-м Солженицын был исключен из Союза писателей, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе.  В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" Александр Исаевич был насильственно изгнан на Запад. Его посадили в самолет и переправили в Германию. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.  В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений, к 1988 г. вышли в свет уже 18 томов. Сам писатель и утверждает, что наиболее влекущая его в литературе форма — "полифоническая с точными приметами времени и места действия". Романом в полном смысле является "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку — это "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" — "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" — по авторской воле, повесть", а "Один день Ивана Денисовича" — даже "рассказ".  В течение 13 лет писатель работал над романом "В круге первом". Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы.

анализ

Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе заменен автором на 1953.

Имея в виду первоначальное название произведения, попробуем определить его тему.

Тема - жизнь патриархального российского села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию и "рушат связи и смысл".

Отстаивая гуманистическую веру в человека, завещанную классикой минувшего столетия, Солженицын доказывал на известных ему примерах конкретных людей, что человек заслуживает большого уважения, что многие находят в себе силы для сопротивления "зубьям зла". Споря по этому поводу с В. Шаламовым, Солженицын утверждал, что невозможно растлить тех людей, "у кого есть устоявшееся ядро, а не та жалкая идеология -"человек создан для счастья", -выбиваемая первым ударом дрына5.

В нашем, произведении главным героем является не рассказчик, хотя именно он даёт оценку всему происходящему, и не автор - тоже персонаж, своими глазами видевший Матрёну, симпатизирующий её умению творить добро.

Конечно же, Матрёна, со своей нелёгкой судьбой в суровом государстве, не растерявшая в лишениях и мучениях своих лучших человеческих качеств.

Удивительная подлинность рассказа достигается писателем при помощи удачно подобранного жанра - очерка, того же самого, каким сотворил свои "Записки охотника" И.С.Тургенев.

Идея "Матрёниного двора" и его проблематика подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини.

Идея: на примере раскрытия судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей.

Проблематика:

Русская деревня начала 50-х годов, её жизнь, обычаи, нравы.

Взаимоотношения власти и человека-труженика.

Карающая сила любви.

Особая святость помыслов героини.