logo
Литература

19.«Деревенская проза»:истоки,проблемы,герои.Герои Шукшина.

Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время. Особое место в этом ряду занимает творчество мастера народного слова, искреннего певца родной земли Василия Шукшина. Писатель родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема: судьба русского крестьянства. Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в село, где он видел “острейшие схлесты и конфликты”. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми”, — писал Шукшин. Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным. Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. 

20. Спандияр Кубеев -продолжатель педагогических идей Л.Толстого, Ы.АлтынсаринаСпандияр Кубеев родился 1 октября 1878 г. в ауле Алакуль (ныне с.Аксуат) Мендыкаринской волости Кустанайского уезда. В 1887 г. поступает в двухклассную русско-казахскую школу. По окончании педагогического класса, в 1901 году начинает работать учителем в ауле Кишикум Тологайской волости Иргизского уезда. С тех пор вся жизнь С.Кубеева была связана с обучением и воспитанием казахских детей.

С.Кубеев принимал активное участие в создании системы народного образования, написал много статей методического характера, по его инициативе были открыты Тубекская, Каркинская, Шолаксайская, Боровская, Уалисайская школы. В 1931 году им была организована Аксуатская семилетняя школа, по ходатайству ее бессменного директора С.Кубеева в 1944 году преобразованная в среднюю школу. Опыт работы в этой школе был описан им в книге “Сбывшаяся мечта”, изданной в 1951 году. В 1944 году ему присвоено звание “Заслуженный учитель Каз.ССР”.Преподавал русский язык и литературу казахским детям. В педагогической деятельности следовал методам преподавания И. Алтынсарина.

Первая книга вышла в 1910 году в Казани и называлась «Үлгілі тәржіме» («Образцовый перевод») с переводами басен Ивана Андреевича Крылова и собственные басни.

Он также составил учебник для чтения казахских школ «Примерное дитя» по принципу хрестоматии К. Ушинского«Родное слово». В книгу вошли переведенные им басни И. Крылова, легенды, стихи русских писателей-педагогов, образцы казахского фольклора, короткие рассказы о природных явлениях и животном мире.

В 1913 году был издан первый казахский роман— «Калым». Автор первого казахского романа «Выкуп» (1913), в котором он подверг критике патриархальный быт, угнетение аульной бедноты, бесправное положение женщины.