logo
Литература

32. Казахская литература послевоенного периода.

В послевоенные годы были созданы крупные реалистические полотна. Подъему большой прозы способствовал целый ряд объективных факторов. Возрос общий профессиональный уровень литераторов; определилось гармоническое отношение к традиции, классическому наследию, к достижением мировой литературы. Наряду с признанными мастерами Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым, Габитом Мусреповым, Габиденом Мустафиным, достигшими в эту пору творческой зрелости, трудились талантливые писатели среднего и младшего поколения: Г. Сланов, Т. Ахтанов, М. Иманжанов, А. Нурпеисов и другие, а также русские литераторы, живущие в Казахстане, — И. Шухов, Н. Анов, Д. Снегин, И. Щеголихин и др. Лучшие произведения стали известны не только всесоюзному читателю, но и получили признание за рубежом («Путь Абая» Мухтара Ауэзова, «Ботагоз» Сабита Муканова, «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова, «Караганда» и «Миллионер» Габидена Мустафина и др.). Подъем литературы отечественной и зарубежной критикой связывается с общим национальным возрождением народа. Благодаря переводам на русский язык казахские романы стали известны многонациональному читателю нашей страны и за границей. Возросло количество переводов произведений русской литературы на казахский язык. Были выпущены многотомные издания произведений Толстого, Гоголя, Горького и др.

Видные литераторы того времени подчеркивали «невиданный взлет литературы Казахстана», «ставшей большой, профессиональной, всесоюзной и, благодаря этому,— мирового значения литературой». Но этот путь был нелегким.