logo
Литература

8. Творчество ы. Алтынсарина. Анализ стихотворения

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т. д. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о "пользе оседлости" и "цивилизаторской миссии" Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они помимо этого отчуждают "инородцев" от русских..

ПОСВЯЩЕНИЕ  Знаний увидев свет,  Дети, в школу идите!  В памяти крепко, навек  прочитанное сохраните.  Дело пойдет успешно,  радости будет – вдвойне…  Знайте неграмотный бродит,  словно слепой во тьме. 

Рифма: абаб - перекрестная; 

Размер: анапест

Стихотворение содержит эпитеты сравнения олицетворения ( Безграмотный ходит буд то во тьме. Стих обращает народ к стремлению учиться