logo
Литература

3. Прочитайте наизусть монолог Катерины из драмы а. Островского «Гроза»

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, --у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

  1. А. «Гранатовый Куприн. Идейно-художественное содержание повести браслет»

«Гранатовый браслет» — это грустный рассказ о любви.

Героиня рассказа, княжна Вера Николаевна Шеина, вот уже не­сколько лет получает письма с признаниями в любви от незнакомо­го поклонника. На день рождения он присылает княгине золотой браслет с гранатами. Узнав о подарке, муж и брат Веры Николаев­ны находят поклонника. Им оказывается мелкий чиновник Желт­ков, живущий под самой крышей бедного дома. Браслет возвращен, честь замужней женщины защищена. А Желтков кончает жизнь самоубийством. В предсмертной записке он обращается с просьбой к Вере Николаевне после его смерти сыграть или попросить сыг­рать для него сонату Бетховена. И как только княгиня слышит му­зыку, из глаз ее начинают лить слезы. Чистая любовь Желткова трагична, потому что безответна. Во имя любви герой способен на все. Только после смерти Желткова Вера Николаевна поняла, что истинная святая любовь в природе встречается крайне редко и доступна немногим.

Непритязательная история любви получает в рассказе Куприна философско-трагическое звучание. Наряду с основной темой в рассказе присутствует тема «малень­кого человека». Желтков, мелкий чиновник по роду своей деятель­ности, беден и не знатен. Однако он честный и благородный чело­век, который вызывает уважение в своей романтической любви.

  1. Рассказать о жизни и творчестве Ш Уалиханова.

Чока́н  Валиха́нов Учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, родился в Аман-Карагайском округе Омской области ныне Костанайская область. Валиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана[4][5]. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Псевдоним «Чокан» он получил в детстве, так как его бабушка называла его ласково Чоканчик. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним. Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию.В возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию. В своей короткой жизни Ш. Уалиханов оставил много ценных трудов, посвященных общественно-политическому устройству, истории, географии, этнографии и фольклору народов Казахстана и Средней Азии. Он первым предоставил сведения о том, что Балхаш и Алаколь когда-то представляли собой единую водную поверхность и об особом потоке ветра из Джунгарских ворот. После рецензии на труд "Хан жарлыгына" Шокан исследовал труд К. Жалаири "Джами-ат-таварих", перевел оттуда основные разделы на русский язык и на их основе составил словарь восточных терминов. На основе произведений Абулгазы "Шайбани-наме", "Шежре-и-турк" он написал труд под названием "Родословная казахов", теоретическое значение которого велико. Шокан считал труд "Джами-ат-таварих" уникальным историческим произведением, сборником исторических преданий казахов XV-XVI-XVII веков.