82. Творческий путь в.Астафьева (краткий пересказ рассказа на выбор).
Творчество Астафьева воплотило в себе в равной мере две важнейшие темы 60 -70 годов: деревенскую и тему военного времени. В своем творчестве период второй мировой войны писатель преподносит, как самую великую трагедию человечества. К примеру, в повести «Пастух и Пастушка» обозначенной самим автором как современное пасторальное произведение, идёт речь о всепоглощающей любви молодой пары, на краткий жизненный миг сведённой и навеки разлучённой жестокой войной. Творческий путь Астафьева Остаток своей жизни (с 1980) писатель прожил в родной деревне Овсянке, сознательно огородившись от городской суеты, хотя творчество Виктор Петрович не бросает. Живя в Овсянке, он пишет роман "Печальный детектив", рассказы "Жизнь прожить", "Медвежья кровь", "Светопреставление" и др. Родная земля навеяла ему и строки романа «Прокляты и убиты», за который в 1995 году он получил Госпремию им. Горького. Последние годы жизни Астафьев получил еще несколько премий за выдающийся вклад в современную литературу. Умер писатель зимой 2001 года в г. Красноярске, не дожив до своего 77-ти лет всего несколько месяцев.
Пересказ «Конь с розовой Гривой»
Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.
На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», — говорила она. У Левонтия меня охотно принимали и жалели как сироту. Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.
Жило левонтьевское семейство бедно. Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».
С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой. Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку — старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.
О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» я и принёс домой.
Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач — как плату за молчание. Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью я не спал, мучился — и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.
Проснувшись, я обнаружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.
Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.
Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».
А коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
- 3. Прочитайте наизусть монолог Катерины из драмы а. Островского «Гроза»
- 6. Прочитайте наизусть несколько стихотворение а.Фета
- 8. Творчество ы. Алтынсарина. Анализ стихотворения
- 9. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны
- 10. Нравственное величие русской женщины в повести в. Распутина «Последний срок».
- 12. Расскажите наизусть одно из стихотворений любимого поэта.
- 13. Н.А.Некрасов. Личность поэта. Своеобразие его поэзии.
- 14. Биография Ахмета Байтурсынова.
- 15. Прочитайте наизусть одно из слов-назиданий Абая.
- 16. Многообразие крестьянских образов в поэме н. Некрасова «Кому на Руси жить
- 17. Творчество м.Шаханова.
- 18. Прочитать наизусть стихотворение б. Пастернака.
- 19.«Деревенская проза»:истоки,проблемы,герои.Герои Шукшина.
- 21. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны.
- 22. Драматургия а.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».
- 23. Творческий путь с.Торайгырова.
- 24. Рассказать наизусть стихотворение в. Маяковского.
- 25. Смысл теории Родиона Раскольникова и причины её крушения.
- 26. Магжан Жумабаев. Жизнь и творчество.
- 27. Рассказать наизусть стихотворение с. Есенина.
- 28. Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- 29. Творческая биография м.Макатаева. Анализ стихотворения поэта (по выбору).30.
- 30.Образ Петербурга в романе ф.М. Достоевского «Преступление и
- 31. Жизнь и творчество л.Н.Толстого. Краткий пересказ понравившегося произведения.
- 32. Казахская литература послевоенного периода.
- 33. Рассказать наизусть стихотворение м. Цветаевой.
- 34. Смысл противопоставления Наполеона и Кутузова в романе л.Н.Толстого «Война и мир».
- 35. Б. Майлин. Жизнь и творчество.
- 36. Прочитайте наизусть монолог а.Болконского в романе л.Н.Толстого «Война и мир» (по выбору)
- 37. Богатство внутреннего мира героев романа л. Н. Толстого «Война и мир».
- 38. Отражение в литературе сложного исторического прошлого казахского народа,
- 40. Символический смысл рассказов а.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «о любви».
- 41. Казахская литература начало хХв.Обзор.
- 42. Рассказать наизусть стихотворение а.Ахматовой.
- 43. Тема уходящего мира в пьесе а.П.Чехова «Вишнёвый сад».
- 44. Поэтическое послание ж. Жабаева защитникам Ленинграда. О чём оно? Каково
- 45. Рассказать наизусть стихотворение н. Заболоцкого.
- 46. Тема любви, нравственности и социальные проблемы в произведениях и.Бунина
- 47. Мухтар Ауэзов. Жизнь и творчество.
- 48. Рассказать наизусть стихотворение а.Блока.
- 49. Творчество ч.Айтматова. Краткий пересказ любого рассказа.
- 50. Рассказать о социально-нравственных проблемах эпохи, отражённых в романе м.
- 51. Описание природы в романе м. Ауэзова «Путь Абая». Прочитайте наизусть отрывок.
- 52. Спор о правде и назначении человека в пьесе м.Горького «На дне».
- 53. С. Муканов. Жизнь и творчество.
- 54. Расскажите наизусть стихотворение одного из любимых поэтов 20 века.
- 55. Трагическая судьба а. Соколова в повести «Судьба человека».
- 56. Г. Мусрепов. Жизнь и творчество.
- 57. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны.
- 58. Человек на войне. Автор и произведение на выбор.
- 60. Расскажите наизусть стихотворение а. Демидова.
- 61. Литература 50- 80- х годов.
- 62. Жизнь и творчество и. Есенберлина.
- 63. Рассказать наизусть стихотворение е. Евтушенко.
- 64. Творческий путь а.Солженицына. Анализ рассказа «Матрёнин двор».
- 65. Жизнь и творчество а. Нурпеисова.
- 66. Рассказать наизусть стихотворение с.Есенина.
- 67. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (по повести
- 68. Слова назидания Абая.
- 69. Расскажите наизусть стихотворение одного из любимых поэтов 20века.
- 70. Обзор творчества в.В. Набокова .Художественный пересказ любого рассказа.
- 71. Творческий путь о. Сулейменова.
- 72. Рассказать наизусть стихотворение а. Вознесенского.
- 73. Жизнь и творчество в.Шукшина. Анализ рассказа (по выбору).
- 74. Творчество і. Жансүгірова. Анализ поэмы «Құлагер».
- 75. Расскажите наизусть стихотворение одного из любимых поэтов.
- 76. Сказки м.Е.Салтыкова – Щедрина.
- 77. Жизнь и творчество м. Ауэзова.
- 78. Расскажите наизусть стихотворение одного из поэтов 19-20 века.
- 79. А.М. Горький. Анализ одного романтического рассказа. (по выбору).
- 80. Жизнь и творчество м. Жумабаева.
- 81. Рассказать наизусть стихотворение н. Рубцова.
- 82. Творческий путь в.Астафьева (краткий пересказ рассказа на выбор).
- 83. Жизнь и творчество Қадыр Мырза Әли.
- 84. Рассказать наизусть стихотворение ф.Тютчева
- 85. Художественное своеобразие одного из произведений а. Платонова. (Ювелирное море)
- 86. Жизнь и творчество Қасыма Аманжолова
- 87. Рассказать наизусть стихотворение т. Молдағалиева
- 88. Очерк жизни и творчества. М.Булгакова. Анализ произведения на выбор
- 89. Творчество ғ.Мустафина. Идейно- художественое содержание романа «Қарағанды».
- 90. Рассказать наизусть стихотворение и. Бунина