logo
Литература

82. Творческий путь в.Астафьева (краткий пересказ рассказа на выбор).

Творчество Астафьева воплотило в себе в равной мере две важнейшие темы 60 -70 годов: деревенскую и тему военного времени. В своем творчестве период второй мировой войны писатель преподносит, как самую великую трагедию человечества. К примеру, в повести «Пастух и Пастушка» обозначенной самим автором как современное пасторальное произведение, идёт речь о всепоглощающей любви молодой пары, на краткий жизненный миг сведённой и навеки разлучённой жестокой войной. Творческий путь Астафьева Остаток своей жизни (с 1980) писатель прожил в родной деревне Овсянке, сознательно огородившись от городской суеты, хотя творчество Виктор Петрович не бросает. Живя в Овсянке, он пишет роман "Печальный детектив", рассказы "Жизнь прожить", "Медвежья кровь", "Светопреставление" и др. Родная земля навеяла ему и строки романа «Прокляты и убиты», за который в 1995 году он получил Госпремию им. Горького. Последние годы жизни Астафьев получил еще несколько премий за выдающийся вклад в современную литературу. Умер писатель зимой 2001 года в г. Красноярске, не дожив до своего 77-ти лет всего несколько месяцев.

Пересказ «Конь с розовой Гривой»

Бабушка послала меня на увал за земля­никой вместе с сосед­скими ребя­тиш­ками. Пообе­щала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копы­тами, обли­тыми розовой глазурью, обес­пе­чивал почёт и уважение маль­чишек всей деревни и был их заветной мечтой.

На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесо­за­го­товках. Примерно раз в пятна­дцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребя­тишки и ничего больше, начи­нался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отда­вала долги. В такие дни я всеми спосо­бами проби­рался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих проле­та­риев объедать», — гово­рила она. У Левонтия меня охотно прини­мали и жалели как сироту. Зара­бо­танные соседом деньги конча­лись быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одал­жи­вала.

Жило левон­тьев­ское семей­ство бедно. Вокруг их избы не было ника­кого хозяй­ства, даже мылись они у соседей. Каждую весну они окру­жали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. На бабуш­кины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».

С левон­тьев­скими «орлами» я и пошёл на увал, зара­ба­ты­вать на коня с розовой гривой. Я уже набрал несколько стаканов земля­ники, когда левон­тьев­ские ребята затеяли драку — старший заметил, что остальные соби­рают ягоды не в посуду, а в рот. В резуль­тате вся добыча была рассы­пана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокин­ской речке. Тут-то они и заме­тили, что у меня земля­ника оста­лась. Съесть её меня «на слабо» подбил левон­тьев­ский Санька, после чего я вместе с осталь­ными отпра­вился на речку.

О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. Возвра­щаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Кате­рина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отго­вор­ками не отде­ла­ешься». Санька меня и научил: натол­кать в туес травы, а сверху рассы­пать горсть ягод. Вот эту «обманку» я и принёс домой.

Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пере­сы­пать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице я рассказал всё Саньке, и он потре­бовал от меня калач — как плату за молчание. Одним калачом я не отде­лался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью я не спал, мучился — и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

Проснув­шись, я обна­ружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. Я жалел, что дедуш­кина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. Через неко­торое время я увидел большую лодку, выплы­ва­ющую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.

Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «нала­жена» временная «постель из поло­виков и старого седла». Свер­нув­шись кала­чиком, я жалел себя и вспо­минал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торго­вать ягодой. Однажды пере­гру­женная лодка пере­вер­ну­лась и мама утонула. «Ее затя­нуло под сплавную бону», где она заце­пи­лась косой. Я вспомнил, как мучи­лась бабушка, пока река не отпу­стила маму.

Проснув­шись утром, я обна­ружил, что с заимки вернулся дедушка. Он зашёл ко мне и велел попро­сить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив и пооб­личав, бабушка усадила меня завтра­кать, а после всем расска­зы­вала, «чего утворил её малой».

А коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабуш­ки­ного пряника — того дивного коня с розовой гривой».