logo search
Литература

10. Нравственное величие русской женщины в повести в. Распутина «Последний срок».

Мать в повести Распутина – это и есть природа, дающая жизнь. Жизнь Анны до краёв была наполнена хлопотами. Она была и хозяйкой. И матерью, и кормилицей, и работницей в поле и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философий», жила, как жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий интеллектуал смог бы и решился бы поставить перед собой.Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Угасающим светом она высвечивает дальний-предальний день, когда она была ещё молодой, «в девках», вспоминает, как она «бредёт вдоль берега по тёплой, парной после дождя реке…». «И до того хорошо, счастливо жить ей в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всём действа вечной жизни, что у неё кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди». Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, а от сознания ни с чем не сравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий, срок на земле идёт высочайшая нравственность анны. Отсюда и её всепрощающая, нетребовательная любовь к своим «детям» Анна необычайно требовательна к себе. Она винит себя за давний «грех» - за то, что для больной дочки добирала молока у своей Зорьки после колхозной дойки: «Стыд – его не отмоешь». Нравственное чувство Анны делает её, когда надо, твёрдой: однажды она «в упор из обоих стволов посолила задницу» зверюге, Денису-караульщику, в отместку за пораненного им ребёнка. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступилась своей совестью, поэтому она уходит достойно: «Вот и побыла она человеком, познала его царство

11. Демократические и социальные взгляды Ш.Кудайбердиева.

Духовное наследие виднейшего казахского мыслителя, философа, историка и гуманиста Шакарима Кудайбердиева занимает весомое место в истории политической мысли Казахстана. Творчество Шакарима уникально тем, что через свое интеллектуально — мировозренческое видение он осмысливает важнейшие проблемы развития человечества, государства, политики, права и прав человека. Мировоззрение Шакарима Кудайбердиева охватывает вопросы философии, этики, истории, психологии, педагогики. Большое место в творчестве мыслителя занимают и проблемы политики, государства, права, социального прогресса. Следует отметить, что политические взгляды казахского мыслителя не ограничивается рамками той эпохи, в которой он жил, а наоборот, как и идеи великого Абая Кунанбаева, его пророческие взгляды весьма актуальны и в наши дни, в период построения независимого государства Республики Казахстан.Шакарим рассматривает государство как защитника интересов всех слоев общества, а правительство, как орган, обеспечивающий подчинение людьми «справедливым и единым для всех законом», что означает равенство всех перед законом. По убеждению мыслителя, орган, издавший закон, обязан следить за его соблюдением.

Шакарим Кудайбердиев, опережая свое время, еще в начале века весьма прозорливо писал, что некоторые мыслители «предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно упразднив правительство… Если же не будет правительства, значит люди не будут подчиняться справедливым и единым для всех законам, не будут ведать милосердия друг другу».