logo search
Ответы ИОЛ 20 век

Поэмы а. Блока.

Блок рассматривал три тома своей лирики как огромный лирический «роман в стихах», как «трагедию вочеловечения», подчеркивая тем самым лежащий в ее основе драматизм народной судьбы. Циклы стихотворений у Блока тяготеют к лирическим поэмам, а поэмы часто строятся как совокупность лирических стихотворений. При этом поэмы, в которых лирическая тема господствует («Ночная фиалка», «Ее прибытие», «Соловьиный сад»), включены Блоком в три тома лирики, за рамки которых вынесены «Возмездие» и «Двенадцать», возможно, вследствие присущей им эпической широты. В целом поэмы и лирика не отделены у Блока резкими гранями. Лишь в поэме «Возмездие» сюжет не ослаблен лирикой, но именно она осталась незавершенной. Первая поэма Блока «Ночная фиалка» написана в 1906 году. Блок уже был автором «Стихов о Прекрасной Даме». В поэме реальные впечатления и наблюдения слиты с романтическими, книжными. В ту пору Блок весь наполнен заворожившими его снами. Он погружен в сказки, легенды, мифы. Он ждет пришествия чуда. Поэт верит в преображение земли, и в его душе расцветает Нечаянная Радость. Подобно романтикам он хранит и свято оберегает свою мечту, которая предстоит ему в разных символах — Прекрасной Дамы, Ночной Фиалки. Образ цветка, а впоследствии сада, некоего райского уголка, никогда не умирающего, обычен у Блока. Поэт был убежден, что привычная обыденность не мешает видеть необычное. Мир изначально прекрасен, и всем доступно, «как высоко небо, как широка земля, как глубоки моря и как свободна душа». Черту между обыденным и необычайным стирает сказка. Один из «героев» ее — голубой цветок немецких романтиков — символ счастья. Поэма «Ночная фиалка» — тоже сказка. Она носит подзаголовок «Сон» и написана после виденного однажды Блоком сна. Сон аллегоричен. Он преследует поэта наяву и воскрешает одно их приключений средневекового рыцаря Парсифаля. Этот рыцарь по дороге в Камелот находит замок, где живет погруженный в тысячелетний сон король в окружении спящей свиты. Герой уходит из вечного города вместе с «другом», его двойником. Сознание героя раздвоилось. Его манит Ночная фиалка, но в большом городе перед ним возникают другие картины: «молодые и лысые франты» обнимают «раскрашенных женщин». Пошлый буржуазный быт и грязь города символизированы Блоком в образе болота. Сознание героя уже отравлено мертвящей атмосферой, гнилью и миазмами распада, и он не может освободиться от них. Королевский замок оказывается «небольшой избушкой», затерянной среди болота. Даже на Ночную Фиалку падает «лилово-зеленый» отблеск, что в цветовой гамме поэта означало упадок и болезненность. Восторженные идеалы поэта проходят испытания при столкновении с моралью большого города. Но герой остается верным рыцарем Ночной Фиалки.

Но в жизнь врываются новые звуки. Приближаются корабли из «веселой страны». Нечаянная Радость охватывает поэта, так прибытие больших кораблей означает воссоединение мечты и действительности. После своей первой поэмы Блок создал лирические циклы «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Страшный мир», «Кармен» и др. В стихах поэта снеговая вьюга сбивает с пути, погибельные страсти сжигают душу. Кажется, спор со стихией кончится поражением человека. В итоге раздумий Блок признал правоту народных стихийных сил, возвещающих конец дворянской цивилизации. Он отверг «старый мир» и счел его крушение исторически необходимым. Но он не хотел и не мог расстаться с культурным богатством России. Эти мысли стали содержанием стихов и программных статей 1909 года. Спустя несколько лет Блок пишет одну из наиболее художественно совершенных своих поэм — «Соловьиный сад». «Сад» и «труд», «счастье» и «проклятья» станут постоянной антитезой здесь. Поэма соотнесена с образами «пути», «дороги», стихии страсти и с мыслями о настоящем и будущем России, с любовью к ней и прозрением собственной участи. Иносказательный смысл поэмы очевиден. Герой погружен в труды и заботы обыкновенной жизни. Неудовлетворенность своим бытием рождает в нем мысль о покое, гармонии, счастье. Так возникает тема «соловьиного сада», которая вторгается в сознание героя изящной иллюзией, неземной музыкой и прелестью природы. Однако, здесь герой не находи уюта и счастья. И сюда доносятся «жизни проклятья». «Рокотание моря», «шум прилива» — все это на поэтическом языке Блока означало буйство стихийных сил, неостановимых в своем движении. Обыкновенная и прекрасная в своей простоте жизнь напоминает о себе. Герой возвращается в прежнюю обстановку. Но ему нет места в жизни, которая проходит мимо него. В поэме Блок поведал об иллюзорности всяких попыток найти гармонию в современном ему мире, о неизбежности трагедии вне трудовой жизни. Отсюда вытекает императивный призыв Блока всем сердцем слушать Революцию. Тема революции вырастала в творчестве Блока из двух мотивов: из ощущения неотвратимой гибели старого мира и предчувствия самодеятельности народных масс. Он осмыслил конец целой эпохи как «возмездие» истории за века рабства, угнетения и позора. Блок задумал поэму «Возмездие». Он писал ее в течение 12 лет, до самой смерти, но так и не окончил. В центре поэмы — судьба старинного дворянского рода. История в поэме просматривается через опыт человека. Вся поэма проникнута ожиданием мировой катастрофы. История понимается как рок, фатум, силам которого человек не может противиться. История движется концентрическими кругами. Человек в согласии с ней то поднимается на гребень волны, то низвергается в бездну. Начало и конец слиты воедино. Разрешение своим сомнениям и колебаниям, раздумьям о судьбе России Блок нашел в Октябрьской революции. По его словам, он последний раз отдался стихии в поэме «Двенадцать». На передний план в ней выдвинулось мощное эпическое жизнетворчество народных масс. Но поэта интересовал прежде всего «мировой пожар в крови», в душах людей. Державная доступь двенадцати красногвардейцев должна была воплотить блоковское ощущение революции. Поэма была написана в январе 1918 года. Революция отвечала самым радикальным мечтам Блока. «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью», — писал поэт. В «Двенадцати» звучит сама стихия. Здесь — ее музыкальные темы, ее ритмическая игра, диссонансы и контрасты. В основе ритмической структуры поэмы — разговорно-песенный строй русской народной речи. Это и частушки, и лубок, и плач, и причитания. К ним примыкают городской романс и марш. «Двенадцать» — самое нетрадиционное произведение Блока. Снег, ветер становятся символами разбушевавшейся стихии. Поэме присущи реальный и метафорический планы. Шествие двенадцати матросов — это действительно движение по заснеженным улицам, но и символическое — как путь революции и истории.

«Старый мир» присутствует в поэме в образе буржуя и образе пса, безродного, одинокого и одичавшего. Двенадцать сплавлены в некий цельный, монолитный образ, ибо через них воплощается стихия. Их слитность выражается в поступи. Блок не закрывает глаза на разгул стихии. Ее жестокость вызывает в нем внутренний протест. Но иной дороги, как через трагизм, через «грех», просто нет. Буйная вольница с грабежом и пьянством воспринимается поэтом не личной виной варваров, а их трагической бедой. Все нити поэмы сходятся в том месте, где появляется Христос. Этот образ у Блока многогранен. Христос несет новый «крест», он выходит с «кровавым флагом», под знаменем стихии. Ему посвящены самые искусные по звучанию стихи.

У Блока не было точного представления о движущих силах революции. Его поэма посвящена не столько реальной Октябрьской революции, сколько «мировому пожару», очистительной грозе, сжигающей дотла «старый мир» и открывающей человеку подлинное сердце жизни. Блок не собирался не воздавать хвалы революции, ни хулить ее. Он выразил то, в чем состояло его убеждение, основанное на наблюдении и изучении жизни. Он понял, как велика в массах народных стихийная жажда истины, добра и света. Поэт надеялся, что стихия не захлестнет и не поглотит народ, что соловьиные трели сольются с победным маршем новой гармонии.