Поэтика модернистского романа (Андрей Белый. «Петербург»).
Заметка! Перед тем как читать Белого следует со всей ясностью осознать, что А. Белый дичайшее увлекался антропософией и строил Гетеанум в Швейцарии даже. То есть все надо смотреть через призму именно этого понятия
АНТРОПОСО́ФИЯ — религ.-мистич. учение Р. Штейнера (1861—1925) о пробуждении в человеке его скрытых духовных сил. В 1909 А. отделилась от традиц. теософии, осн. на субъективном мистич. опыте. А. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, неортодоксально понятой христ. мистики, классич. идеализма и др. учений. Целью А. является выработка у человека чувства единства с духовной осн. Вселенной.
А если совсем коротко:
. «Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной.»
Сам билет:
«Петербург» — второй роман Андрея Белого(первый роман «Серебряный голубь»1910г.). Первая часть книги была написана им всего за несколько недель в 1912—1913 годах вследствие «наития», испытанного при восхождении на пирамиду Хеопса. В 1922 году автор пересмотрел книгу, сократив текст примерно на треть.
Время действия романа – 9 дней октября 1905 года. Реал события – революция 1905г, война с Японией.
Но роман выходит на более многоплановый, «космический» уровень.
Человек существует на пересечении множества миров, отражается множество планов – физический, психический, духовный, ментальный, астральный.
Петербург – узел российской истории, место встречи Востока и Запада. Восток и Запад отражены и в именах Аполлон(Запад)Аблеухов(Восток).
Место культуры заняла геометрия.
Геометрия Петербурга. Ровные четкие линии, бесконечный Невский проспект – царство Ап.Аблеухова. За Петербургом же ничего нет…
Стилистика орнаментальной прозы – лейтмотивы. Цветовые(Цвет для Белого очень важен, он даже статью писал «Священные цвета») и предметные атрибуты:
Террористов сопровождает желтый цвет(связь с Востоком)
Сенатор Аблеухов – серый
Медный всадник – зеленовато-фосфорическая медь(намекает на дьявольщину)
Красное домино – цвет соц революции
Белое домино – мотив Христа и архангела Михаила – символ возрождения
Соотнесенность белого и красного домино: Белый соотносил революцию духа и социальные революции.Петербург – маскарад красных тряпок, голос белого домино они не слышат и не признают.
Вечные прототипы:
Аблеуховы Аполлон и Николай, как Аполлон и Дионис(.Мифологическая пара пришла в рус лит-ру благодаря Ницше (хорошоа статья Вересаева про Аполлона и Диониса))
Петербургский текст – образ Петербурга, мифология Питербурга. «Быть Петербургу пусту»(пророчество Евдокии Лопухиной(жена Петра1)- мотив грядущей гибели. Город-призрак, город над бездной, город – столкновения мира и надмирного.
Мотив Стихии. Был задан еще в Медном Всаднике. У Пушкина Нева губила. Тут образ реки Невы смешан с болотом. Атмосфера: бледно-серая гниль.
Мотив болезни. Зеленая, кишащая бациллами вода, серые перила.
Зеленая медь всадника+зеленые лица прохожих.
Мотив Власти, которая отчуждена от человека. Аполлон Аблеухов(мертвенность, закрытость, как призрак в карете). Двойственный облик Петра 1 (1 облик: творец, 2 облик-безжалостный тиран)
Мотив Толпы. Образ Человеческой Сороконожки. Петербург – бутерброд с черной икрой. Каждый человек – икринка. Малость единого и общность из разрозненного.
Стирается грань между реальным и ирреальным- мотивы сновидений, сумасшествия.
Мотив Медного Всадника, Каменного гостя Пушкина. Медный всадник – Петр, так же сравнивается с Летучим Голландцем(гордыня, наказание,бесприютность). Дудкин срав. С Евгением из Медного Всадника(в главе «Гость» - прямое отождествление: Александр Иваныч, Евгений, впервые тут понял, что столетие он бежал понапрасну, что за ним громыхали удары без всякого гнева -- по деревням, городам, по подъездам, по лестницам…).Убив Липпанченко Дудкин сидит на нем верхом в позе Медного Всадника, но лицо его бело и бледно, как у Евгения
Мотив камня. Имя Петр =камень. Петр памятник– зеленый цвет. Зеленый цвет ушей Аполлона Аполлоновича. Лакей зовет его камнем.Глаза его окружены зелеными провалами. Взгляд у него каменный,сравнивается с Медузой Горгоной (может превращать в камень). Кариатида – символ государственности. Каменный бородач с кариатиды (символ столетий, свидетель происходящего) сравнивается с Ап.Аблеуховым.
Мотив отца и сына. Отношения Ап. Аблеухова и Ник. Аблеухова как:
- отношения Петра 1 и царевича Алексея (в данной паре -убийство сына);
- отношения Павла 1 и Александра 1(в данной паре – убийство отца).
Мотив расширения. Сардинница. Пепп Пеппович. Единое и малое может расширится и поглотить пространство – взрыв!!!!
В финальных строках, посвященных судьбе главного
героя "Петербурга", Белый во многом возвращается к
жизненно-философским постулатам, сформулированным в романе "Серебряный
голубь" -- о неизбежном возвращении блудных сыновей России, воспитанных на
"западных", "чужих словах", на "луговую, родную стезю": "Не пройдет году,
как пойдут бродить по полям, по лесам, по звериным тропам, чтобы умереть в
травой поросшей канаве.» Суждения Белого оформились зримо после
восточного путешествия (1911), о значительности "особого пути" России и о
необходимости "свое неевропейство высоко держать". "Возвращаюсь в десять раз
более русским; пятимесячное отношение с европейцами, этими ходячими палачами
жизни, обозлило меня очень: мы, слава Богу, русские -- не Европа",-- писал
он А. М. Кожебаткину из Палестины 12 апреля 1911 г. Николай Аблеухов читает Григория Сковороду, что символично для такой точки зрения Белого
В Сковороде проводится божественным плугом первая
борозда, поднимается в первый раз дикий и вольный русский чернозем. И в этом
черноземе, в этой земляной народной природе Сковороды мы с удивлением видим
основные черты, характеризующие всю последующую русскую мысль"(В.Ф.Эрн «Григорий саввич Сковорода. Жизнь и учение.» Именно с этой книги Белый познакомился с учением Сковороды)
Литературные произведения, которые можем найти:
1) Анна Каренина – Ситуация с Анной Петровной, уши Аблеухова и уши Каренина.
2)Пиковая дама – в основном ссылки к опере. Николай Аблеухов –Германн, Лихутина – Лиза
3)Жуковский Лесной царь – о детстве Николая Аблеухова. Мотив потусторонних сил и их попытки овладеть ребенком.
4) Описание Невского проспекта. Реминисценция из Гоголя, прежде всего из повести "Нос"
(1835). Белый сам отмечал эти параллели: "Ряд фраз из „Шинели" и
„Носа" -- зародыши, вырастающие в фразовую ткань „Петербурга"; у
Гоголя по Невскому бродят носы, бакенбарды, усы; у Белого бродят носы
„утиные, орлиные, петушиные"" ("Мастерство Гоголя", с. 304)
5)Пушкин Медный Всадник.
6)Двойственное описание Ник Аблеухова ( величественная красота или похож на лягушонка)можно сравнить с описанием Ставрогина в Бесах Достоевского(писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен).
7)В описании бреда Дудкина Белый использует, объединяя, две
литературные традиции. Во-первых, это традиция Гоголя, который в повести
"Портрет" изобразил ночной бред художника Чарткова перед купленной картиной.
На связь с Гоголем указывал сам Белый: "В сцене бреда, происходящего в
комнате, озаренной луной, на Васильевском острове, утрировано чувство
Чарткова перед портретом, озаренном луной; Неуловимому слышится: "Я гублю
без возврата" в него влез персиянин, Шишнарфиев; но он -- Энфраншиш, т. е.
"шиш" (бредовой каламбур); а в душу Чарткова влез перс, или грек,
выскочивший из портрета, чтобы губить без возврата..." (А. Белый "Мастерство Гоголя",
с. 304). Во-вторых, это традиция Достоевского, идущая от его романов
"Бесы" и "Братья Карамазовы". В последнем Белого особенно могла
привлечь сцена, в которой изображается ночной "разговор" Ивана Карамазова с
"чертом" ,причем выясняется (как и у Белого), что
"черт" есть плод воображения Ивана, его галлюцинация, его второе "я". Все
три героя -- Чартков Гоголя, Иван Карамазов Достоевского и Дудкин Белого --
кончают помешательством.
- Русский символизм: периодизация, эстетические принципы, художественная практика
- Лирическая героиня первых книг а.Ахматовой.
- Поэтика модернистского романа (Андрей Белый. «Петербург»).
- 8)Образ Красного домино. Образ красного домино восходит к рассказу э. По "Маска Красной Смерти".
- 9) "Шинель" Гоголя с ее полярными образами -- Акакия
- Философская проблематика рассказов и.А. Бунина 1910-х гг.
- Эволюция лирического героя в поэзии а. Блока.
- Изображение быта и нравов казачества в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон».
- Лирический герой н. Гумилева. Анализ одной из баллад поэта.
- Лирическое и эпическое в поэзии а. Ахматовой.
- Футуризм как явление русского авангарда.
- «Облако в штанах» - программное произведение в. Маяковского-футуриста.
- Лирический герой в дооктябрьском творчестве в. Маяковского.
- Мотивы, образность, стиль ранней лирики с. Есенина.
- Место поэзии к. Бальмонта в символизме.
- «Смысл любви» в рассказах и. Бунина.
- Деревня как архетип в повестях и. Бунина «Деревня» и «Суходол».
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом»
- Образ России в поэме а. Блока «Двенадцать».
- Черты экспрессионизма в рассказах л. Андреева 1900-х гг. («Бездна», «Мысль», «Тьма», «Жизнь Василия Фивейского» и др.)
- Библейские мотивы и образы в творчестве л. Андреева («Иуда Искариот», «Елеазар»).
- Личность и среда в повести е. Замятина «На куличках».
- Жанровое своеобразие романа «Мы» е. Замятина.
- Повесть а. Куприна «Поединок» в свете традиций русского реализма.
- Символические образы в «Стихах о Прекрасной Даме» а. Блока.
- Особенности стиля, проблема авторской позиции в «Конармии» и. Бабеля.
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг.
- Л.П. Егорова, п.К. Чекалов
- Имажинизм
- Конструктивизм
- Серапионовы братья
- Перевал
- Пролеткульт
- "Кузница" и вапп
- Другие группы вапп
- Судьба вокп
- Литературные объединения и журналы русского зарубежья
- Поэтический диалог а.Ахматовой и н. Гумилева («Сжала руки под темной вуалью…» и «Отравленный»).
- Тема интеллигенции в дооктябрьском цикле пьес м. Горького («Дачники», «Варвары», «Дети солнца»).
- Мещане (краткое)
- Анализ:
- Композиция и стиль романа ю. Олеши «Зависть».
- «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке!» Герой, язык, композиция поэмы а.Т. Твардовского «Василий Теркин».
- Творческая история и проблематика романа м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Женские образы в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Личность в водовороте истории в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Мотив странствий в повести а. Платонова «Сокровенный человек».
- Человек и история в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Особенности художественного мира а. Платонова (анализ одного из рассказов).
- Концепция революции, дискурс в романе б. Пильняка «Голый год».
- Авторская позиция в романе ю. Олеши «Зависть».
- Евангельский текст в романе м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Жанр поэмы в творчестве с. Есенина 1924-1925 гг.
- Новые темы, проблемы, концепция человека в литературе второй пол. 1950-1960-х гг.
- Классическая традиция в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Тема революции и гражданской войны и способы ее художественного воплощения в литературе 1920-х гг. («Железный поток» а.Серафимовича, «Конармия» и.Бабеля, «Разгром» а.Фадеева).
- «Реквием» а. Ахматовой: личное и общественное.
- 1937 Год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена:
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин».
- Проблематика и поэтика стихов о. Мандельштама 1930-х гг.
- 27 Декабря 1938 года в пересылочном лагере "Вторая речка" под Владивостоком доведенный до грани безумия Мандельштам умирает. По свидетельству некоторых заключенных - на сорной куче.
- Сказово-орнаментальная проза первой пол. 1920-х гг.
- «Настало время нужды в героическом…». Место м. Горького в отечественной литературе.
- Образ поэта в творчестве в. Маяковского.