Человек и история в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
Роман «Белая гвардия» начинается с замечательной словесной, патетической и скорбной, увертюры: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918 г., от начала же революции второй…» перед читателями сразу же предстает волнующая «энергия исторического пейзажа», она сразу захватывает: реальная история, т. е. 1918 г., явно продлена и назад, и вперед, описана в вечное время. Ускоряя бег времени, автор сразу же расширяет и круги, витки пространства, географию события. Революция сразу же обозначена как трагическое действо, Великая Перемена, - и для Настоящего, и даже для Прошлого. Ничто в романе не подгоняется под схему счастливого Грядущего, которое, дескать, оправдает все жертвы. Наоборот, все настоящее делается пространством встречи, часто опасной встречи, с этим неопределенным, то чудесным, то чудовищным Грядущим. В романе не просто отражены события Гражданской войны, но здесь представлен Человек на фоне кровавой исторической драмы. Булгаков эти события рассматривает не с классовых или политических событий, а с чисто человеческих. Кто бы ни захватил город, неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях, а другие еще страшнее ожесточаются. Насилие рождает насилие, и это волнует писателя больше всего.
Любая политика, на каких бы идеях она не была замешана, остается глубоко чуждой Булгакову. Он понимал офицеров «конечных и развалившихся полков» старой армии, «прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов… сбитых с винтов жизни войной и революцией». Он не мог осуждать их за ненависть к большевикам - «прямую и горячую». Не меньше понимал он и мужиков с их злобой против немцев, издевавшихся над ними, против гетмана, при котором на них навалились помещики, понимал и их «дрожь ненависти при лове офицеры». Булгаков стремился «стать бесстрастно над красными и белыми», ради тех истин и ценностей, что именуются вечными, и в первую очередь ради самой жизни человеческой, которая в пылу гражданской войны едва ли вообще перестала считаться ценностью. Сам Булгаков определяет свое литературное кредо так: «Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». С какой симпатией Булгаков описывает Турбиных, Мышлаевского, Малышева, Най-Турса! Каждый из них не без греха, но это люди подлинной порядочности, чести, мужества. И ради этих достоинств писатель легко прощает им мелкие прегрешения. А больше всего он дорожит всем тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия, даже несмотря на грозное влияние истории на человеческую жизнь. В доме Турбиных, несмотря на страшные и кровавые события 1918 г., - уют, покой, цветы. С особенной нежностью автор описывает душевную человеческую красоту, ту самую, которая побуждает его героев забывать о себе, когда надо позаботиться о других, и даже совершенно естественно, как само собой разумеющееся, подставлять себя под пули ради спасения других, как это сделает Най-Турс и в любой момент готовы сделать Турбины, и Мышлаевский, и Карась. Неким символом Истории вырисовывается в романе Млечный Путь. «И от этого Николка опять заплакал и ушел из часовни на снег. Кругом, над двором анатомического театра, была ночь, снег, и звезды крестами, и белый Млечный Путь». Да, Млечный Путь может дать понять человеку, что он - всего лишь песчинка в водовороте истории, но в этом то и заключается самое главное - остаться человеком несмотря ни на что! Так, как поступил Николка, точно так же поступил бы любой из офицеров, сам Алексей турбин! Эта общность делает все содружество людей, собранное в квартире Турбиных, еще более обреченным, трагически одиноким. Уцелеть им трудно, измениться - почти невозможно. Практически одиночество Турбиных непоправимо, их «ковчег» хрупок. Уплотненный фокус культуры никак не хочет сдаваться упрощению, примитиву. Турбины, правда, еще не раздавлены. Хотя прежней игры жизни в них - в финале романа - нет. «Кому - пролог, а кому - эпилог», - говорит один из офицеров в пьесе «Дни Турбиных». Этот эпилог, может быть, страшен, но уже не велик. В целом же чувство катастрофы, гибели прекрасного мира и его культуры захватывает практически всех. Оно перехлестывает через укрепления, баррикады, подавляет и побежденных, и… победителей.
- Русский символизм: периодизация, эстетические принципы, художественная практика
- Лирическая героиня первых книг а.Ахматовой.
- Поэтика модернистского романа (Андрей Белый. «Петербург»).
- 8)Образ Красного домино. Образ красного домино восходит к рассказу э. По "Маска Красной Смерти".
- 9) "Шинель" Гоголя с ее полярными образами -- Акакия
- Философская проблематика рассказов и.А. Бунина 1910-х гг.
- Эволюция лирического героя в поэзии а. Блока.
- Изображение быта и нравов казачества в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон».
- Лирический герой н. Гумилева. Анализ одной из баллад поэта.
- Лирическое и эпическое в поэзии а. Ахматовой.
- Футуризм как явление русского авангарда.
- «Облако в штанах» - программное произведение в. Маяковского-футуриста.
- Лирический герой в дооктябрьском творчестве в. Маяковского.
- Мотивы, образность, стиль ранней лирики с. Есенина.
- Место поэзии к. Бальмонта в символизме.
- «Смысл любви» в рассказах и. Бунина.
- Деревня как архетип в повестях и. Бунина «Деревня» и «Суходол».
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом»
- Образ России в поэме а. Блока «Двенадцать».
- Черты экспрессионизма в рассказах л. Андреева 1900-х гг. («Бездна», «Мысль», «Тьма», «Жизнь Василия Фивейского» и др.)
- Библейские мотивы и образы в творчестве л. Андреева («Иуда Искариот», «Елеазар»).
- Личность и среда в повести е. Замятина «На куличках».
- Жанровое своеобразие романа «Мы» е. Замятина.
- Повесть а. Куприна «Поединок» в свете традиций русского реализма.
- Символические образы в «Стихах о Прекрасной Даме» а. Блока.
- Особенности стиля, проблема авторской позиции в «Конармии» и. Бабеля.
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг.
- Л.П. Егорова, п.К. Чекалов
- Имажинизм
- Конструктивизм
- Серапионовы братья
- Перевал
- Пролеткульт
- "Кузница" и вапп
- Другие группы вапп
- Судьба вокп
- Литературные объединения и журналы русского зарубежья
- Поэтический диалог а.Ахматовой и н. Гумилева («Сжала руки под темной вуалью…» и «Отравленный»).
- Тема интеллигенции в дооктябрьском цикле пьес м. Горького («Дачники», «Варвары», «Дети солнца»).
- Мещане (краткое)
- Анализ:
- Композиция и стиль романа ю. Олеши «Зависть».
- «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке!» Герой, язык, композиция поэмы а.Т. Твардовского «Василий Теркин».
- Творческая история и проблематика романа м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Женские образы в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Личность в водовороте истории в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Мотив странствий в повести а. Платонова «Сокровенный человек».
- Человек и история в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Особенности художественного мира а. Платонова (анализ одного из рассказов).
- Концепция революции, дискурс в романе б. Пильняка «Голый год».
- Авторская позиция в романе ю. Олеши «Зависть».
- Евангельский текст в романе м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Жанр поэмы в творчестве с. Есенина 1924-1925 гг.
- Новые темы, проблемы, концепция человека в литературе второй пол. 1950-1960-х гг.
- Классическая традиция в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Тема революции и гражданской войны и способы ее художественного воплощения в литературе 1920-х гг. («Железный поток» а.Серафимовича, «Конармия» и.Бабеля, «Разгром» а.Фадеева).
- «Реквием» а. Ахматовой: личное и общественное.
- 1937 Год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена:
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин».
- Проблематика и поэтика стихов о. Мандельштама 1930-х гг.
- 27 Декабря 1938 года в пересылочном лагере "Вторая речка" под Владивостоком доведенный до грани безумия Мандельштам умирает. По свидетельству некоторых заключенных - на сорной куче.
- Сказово-орнаментальная проза первой пол. 1920-х гг.
- «Настало время нужды в героическом…». Место м. Горького в отечественной литературе.
- Образ поэта в творчестве в. Маяковского.