Личность и среда в повести е. Замятина «На куличках».
В повести «На куличках» (1914) Замятин продолжает тему духовного захолустья. «Поединок» Куприна бледнеет перед картиной нравственной гнили и разложения, нарисованной писателем: яма выгребная на задворках»1. Опять провинция, в которой находится всеми забытый и никому не нужный военный гарнизон, с пустой жизнью морально разложившихся офицеров. Как и в «Уездном», писатель прибегает к сказовой манере письма и гротеску, присущих Ф. Сологубу («Мелкий бес») и А. Ремизову («Пятая язва»).
Вопрос о соотношении физиологического и духовного решается писателем, как и в предшествующих повестях, в сатирическом плане. В повести две группы персонажей: «алатырские мечтатели», для которых мечта болезнь, и «утробные животные», для которых пьянство и разврат стали средством существования. Офицеры утратили человеческий облик: один превращается в мамку и няньку девяти ребят (капитан Нечеса), другой существует на кухне для генеральских оплеух. Офицер Тихмень, ведущий бесплодное существование, оправдывает свою жизнь рождением ребенка, но при этом никак не может выяснить: от него родила капитанша или нет? Безвольный интеллигент Андрей Иванович, тихая полупомешенная генеральша, полковая дама (жена Нечесы), обжора, трус и бабник генерал Азанчеев все они безобразны. Как и в «Уездном», люди живут в скуке, прозябают и калечат свою и чужую жизнь. Их мечтательность и чревоугодие осуждается писателем, поскольку они разрушают не только себя, но и все, что их окружает.
Провинциальной энтропии противопоставлены супруги Шмит и Маша. На их примере Замятин продолжает решать проблему личности и среды. Сюжетная линия, повествующая о судьбе этой пары, пронизана лиризмом. Их жизнь писатель сравнивает с осенней паутиной: «Самая последняя, вот оборвется сейчас, и все будет тихо…». В словах и движениях Маши подчеркивается ее нежность, женственность и особенная трепетность. Роковую роль играет личный выбор Маши, решившей спасти Шмита. И хотя тюрьма ему была заменена тремя днями гауптвахты, семья все равно распадается. Шмит понимает, что жалость к нему со стороны жены сильнее, чем любовь, поэтому не принимает ее самоотречения. Замятин показывает, что жизнь уездного страшна, но еще страшнее ее финал: кончают жизнь самоубийством Тихмень и Шмит, генерал насилует Машу. Замятин осуждает косность, энтропию провинциальной жизни, что в более широком социальном плане найдет свое дальнейшее решение в таких произведениях, как «Островитяне», «Ловец человеков».
Таким образом, уже в начале своего творчества Е. Замятин обнаруживает особый аспект художнического видения: социальная сатира, в которой быт выражен натуралистически, соседствует с гротеском. Подобный синтез станет характерной чертой стиля писателя.
-
Содержание
- Русский символизм: периодизация, эстетические принципы, художественная практика
- Лирическая героиня первых книг а.Ахматовой.
- Поэтика модернистского романа (Андрей Белый. «Петербург»).
- 8)Образ Красного домино. Образ красного домино восходит к рассказу э. По "Маска Красной Смерти".
- 9) "Шинель" Гоголя с ее полярными образами -- Акакия
- Философская проблематика рассказов и.А. Бунина 1910-х гг.
- Эволюция лирического героя в поэзии а. Блока.
- Изображение быта и нравов казачества в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон».
- Лирический герой н. Гумилева. Анализ одной из баллад поэта.
- Лирическое и эпическое в поэзии а. Ахматовой.
- Футуризм как явление русского авангарда.
- «Облако в штанах» - программное произведение в. Маяковского-футуриста.
- Лирический герой в дооктябрьском творчестве в. Маяковского.
- Мотивы, образность, стиль ранней лирики с. Есенина.
- Место поэзии к. Бальмонта в символизме.
- «Смысл любви» в рассказах и. Бунина.
- Деревня как архетип в повестях и. Бунина «Деревня» и «Суходол».
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом»
- Образ России в поэме а. Блока «Двенадцать».
- Черты экспрессионизма в рассказах л. Андреева 1900-х гг. («Бездна», «Мысль», «Тьма», «Жизнь Василия Фивейского» и др.)
- Библейские мотивы и образы в творчестве л. Андреева («Иуда Искариот», «Елеазар»).
- Личность и среда в повести е. Замятина «На куличках».
- Жанровое своеобразие романа «Мы» е. Замятина.
- Повесть а. Куприна «Поединок» в свете традиций русского реализма.
- Символические образы в «Стихах о Прекрасной Даме» а. Блока.
- Особенности стиля, проблема авторской позиции в «Конармии» и. Бабеля.
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг.
- Л.П. Егорова, п.К. Чекалов
- Имажинизм
- Конструктивизм
- Серапионовы братья
- Перевал
- Пролеткульт
- "Кузница" и вапп
- Другие группы вапп
- Судьба вокп
- Литературные объединения и журналы русского зарубежья
- Поэтический диалог а.Ахматовой и н. Гумилева («Сжала руки под темной вуалью…» и «Отравленный»).
- Тема интеллигенции в дооктябрьском цикле пьес м. Горького («Дачники», «Варвары», «Дети солнца»).
- Мещане (краткое)
- Анализ:
- Композиция и стиль романа ю. Олеши «Зависть».
- «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке!» Герой, язык, композиция поэмы а.Т. Твардовского «Василий Теркин».
- Творческая история и проблематика романа м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Женские образы в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Личность в водовороте истории в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Мотив странствий в повести а. Платонова «Сокровенный человек».
- Человек и история в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Особенности художественного мира а. Платонова (анализ одного из рассказов).
- Концепция революции, дискурс в романе б. Пильняка «Голый год».
- Авторская позиция в романе ю. Олеши «Зависть».
- Евангельский текст в романе м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Жанр поэмы в творчестве с. Есенина 1924-1925 гг.
- Новые темы, проблемы, концепция человека в литературе второй пол. 1950-1960-х гг.
- Классическая традиция в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Тема революции и гражданской войны и способы ее художественного воплощения в литературе 1920-х гг. («Железный поток» а.Серафимовича, «Конармия» и.Бабеля, «Разгром» а.Фадеева).
- «Реквием» а. Ахматовой: личное и общественное.
- 1937 Год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена:
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин».
- Проблематика и поэтика стихов о. Мандельштама 1930-х гг.
- 27 Декабря 1938 года в пересылочном лагере "Вторая речка" под Владивостоком доведенный до грани безумия Мандельштам умирает. По свидетельству некоторых заключенных - на сорной куче.
- Сказово-орнаментальная проза первой пол. 1920-х гг.
- «Настало время нужды в героическом…». Место м. Горького в отечественной литературе.
- Образ поэта в творчестве в. Маяковского.