logo
Voprosy_po_literature_s_otvetami

Поэтика модернистского романа (Андрей Белый. «Петербург»).

Заметка! Перед тем как читать Белого следует со всей ясностью осознать, что А. Белый дичайшее увлекался антропософией и строил Гетеанум в Швейцарии даже. То есть все надо смотреть через призму именно этого понятия

АНТРОПОСО́ФИЯ — религ.-мистич. учение Р. Штейнера (1861—1925) о пробуждении в человеке его скрытых духовных сил. В 1909 А. отделилась от традиц. теософии, осн. на субъективном мистич. опыте. А. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, неортодоксально понятой христ. мистики, классич. идеализма и др. учений. Целью А. является выработка у человека чувства единства с духовной осн. Вселенной.

А если совсем коротко:

. «Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной.»

Сам билет:

«Петербург» — второй роман Андрея Белого(первый роман «Серебряный голубь»1910г.). Первая часть книги была написана им всего за несколько недель в 1912—1913 годах вследствие «наития», испытанного при восхождении на пирамиду Хеопса. В 1922 году автор пересмотрел книгу, сократив текст примерно на треть.

Время действия романа – 9 дней октября 1905 года. Реал события – революция 1905г, война с Японией.

Но роман выходит на более многоплановый, «космический» уровень.

Человек существует на пересечении множества миров, отражается множество планов – физический, психический, духовный, ментальный, астральный.

Петербург – узел российской истории, место встречи Востока и Запада. Восток и Запад отражены и в именах Аполлон(Запад)Аблеухов(Восток).

Место культуры заняла геометрия.

Геометрия Петербурга. Ровные четкие линии, бесконечный Невский проспект – царство Ап.Аблеухова. За Петербургом же ничего нет…

Стилистика орнаментальной прозы – лейтмотивы. Цветовые(Цвет для Белого очень важен, он даже статью писал «Священные цвета») и предметные атрибуты:

Террористов сопровождает желтый цвет(связь с Востоком)

Сенатор Аблеухов – серый

Медный всадник – зеленовато-фосфорическая медь(намекает на дьявольщину)

Красное домино – цвет соц революции

Белое домино – мотив Христа и архангела Михаила – символ возрождения

Соотнесенность белого и красного домино: Белый соотносил революцию духа и социальные революции.Петербург – маскарад красных тряпок, голос белого домино они не слышат и не признают.

Вечные прототипы:

Аблеуховы Аполлон и Николай, как Аполлон и Дионис(.Мифологическая пара пришла в рус лит-ру благодаря Ницше (хорошоа статья Вересаева про Аполлона и Диониса))

Петербургский текст – образ Петербурга, мифология Питербурга. «Быть Петербургу пусту»(пророчество Евдокии Лопухиной(жена Петра1)- мотив грядущей гибели. Город-призрак, город над бездной, город – столкновения мира и надмирного.

Мотив Стихии. Был задан еще в Медном Всаднике. У Пушкина Нева губила. Тут образ реки Невы смешан с болотом. Атмосфера: бледно-серая гниль.

Мотив болезни. Зеленая, кишащая бациллами вода, серые перила.

Зеленая медь всадника+зеленые лица прохожих.

Мотив Власти, которая отчуждена от человека. Аполлон Аблеухов(мертвенность, закрытость, как призрак в карете). Двойственный облик Петра 1 (1 облик: творец, 2 облик-безжалостный тиран)

Мотив Толпы. Образ Человеческой Сороконожки. Петербург – бутерброд с черной икрой. Каждый человек – икринка. Малость единого и общность из разрозненного.

Стирается грань между реальным и ирреальным- мотивы сновидений, сумасшествия.

Мотив Медного Всадника, Каменного гостя Пушкина. Медный всадник – Петр, так же сравнивается с Летучим Голландцем(гордыня, наказание,бесприютность). Дудкин срав. С Евгением из Медного Всадника(в главе «Гость» - прямое отождествление: Александр Иваныч, Евгений, впервые тут понял, что столетие он бежал понапрасну, что за ним громыхали удары без всякого гнева -- по деревням, городам, по подъездам, по лестницам…).Убив Липпанченко Дудкин сидит на нем верхом в позе Медного Всадника, но лицо его бело и бледно, как у Евгения

Мотив камня. Имя Петр =камень. Петр памятник– зеленый цвет. Зеленый цвет ушей Аполлона Аполлоновича. Лакей зовет его камнем.Глаза его окружены зелеными провалами. Взгляд у него каменный,сравнивается с Медузой Горгоной (может превращать в камень). Кариатида – символ государственности. Каменный бородач с кариатиды (символ столетий, свидетель происходящего) сравнивается с Ап.Аблеуховым.

Мотив отца и сына. Отношения Ап. Аблеухова и Ник. Аблеухова как:

- отношения Петра 1 и царевича Алексея (в данной паре -убийство сына);

- отношения Павла 1 и Александра 1(в данной паре – убийство отца).

Мотив расширения. Сардинница. Пепп Пеппович. Единое и малое может расширится и поглотить пространство – взрыв!!!!

В финальных строках, посвященных судьбе главного

героя "Петербурга", Белый во многом возвращается к

жизненно-философским постулатам, сформулированным в романе "Серебряный

голубь" -- о неизбежном возвращении блудных сыновей России, воспитанных на

"западных", "чужих словах", на "луговую, родную стезю": "Не пройдет году,

как пойдут бродить по полям, по лесам, по звериным тропам, чтобы умереть в

травой поросшей канаве.» Суждения Белого оформились зримо после

восточного путешествия (1911), о значительности "особого пути" России и о

необходимости "свое неевропейство высоко держать". "Возвращаюсь в десять раз

более русским; пятимесячное отношение с европейцами, этими ходячими палачами

жизни, обозлило меня очень: мы, слава Богу, русские -- не Европа",-- писал

он А. М. Кожебаткину из Палестины 12 апреля 1911 г. Николай Аблеухов читает Григория Сковороду, что символично для такой точки зрения Белого

В Сковороде проводится божественным плугом первая

борозда, поднимается в первый раз дикий и вольный русский чернозем. И в этом

черноземе, в этой земляной народной природе Сковороды мы с удивлением видим

основные черты, характеризующие всю последующую русскую мысль"(В.Ф.Эрн «Григорий саввич Сковорода. Жизнь и учение.» Именно с этой книги Белый познакомился с учением Сковороды)

Литературные произведения, которые можем найти:

1) Анна Каренина – Ситуация с Анной Петровной, уши Аблеухова и уши Каренина.

2)Пиковая дама – в основном ссылки к опере. Николай Аблеухов –Германн, Лихутина – Лиза

3)Жуковский Лесной царь – о детстве Николая Аблеухова. Мотив потусторонних сил и их попытки овладеть ребенком.

4) Описание Невского проспекта. Реминисценция из Гоголя, прежде всего из повести "Нос"

(1835). Белый сам отмечал эти параллели: "Ряд фраз из „Шинели" и

„Носа" -- зародыши, вырастающие в фразовую ткань „Петербурга"; у

Гоголя по Невскому бродят носы, бакенбарды, усы; у Белого бродят носы

„утиные, орлиные, петушиные"" ("Мастерство Гоголя", с. 304)

5)Пушкин Медный Всадник.

6)Двойственное описание Ник Аблеухова ( величественная красота или похож на лягушонка)можно сравнить с описанием Ставрогина в Бесах Достоевского(писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен).

7)В описании бреда Дудкина Белый использует, объединяя, две

литературные традиции. Во-первых, это традиция Гоголя, который в повести

"Портрет" изобразил ночной бред художника Чарткова перед купленной картиной.

На связь с Гоголем указывал сам Белый: "В сцене бреда, происходящего в

комнате, озаренной луной, на Васильевском острове, утрировано чувство

Чарткова перед портретом, озаренном луной; Неуловимому слышится: "Я гублю

без возврата" в него влез персиянин, Шишнарфиев; но он -- Энфраншиш, т. е.

"шиш" (бредовой каламбур); а в душу Чарткова влез перс, или грек,

выскочивший из портрета, чтобы губить без возврата..." (А. Белый "Мастерство Гоголя",

с. 304). Во-вторых, это традиция Достоевского, идущая от его романов

"Бесы" и "Братья Карамазовы". В последнем Белого особенно могла

привлечь сцена, в которой изображается ночной "разговор" Ивана Карамазова с

"чертом" ,причем выясняется (как и у Белого), что

"черт" есть плод воображения Ивана, его галлюцинация, его второе "я". Все

три героя -- Чартков Гоголя, Иван Карамазов Достоевского и Дудкин Белого --

кончают помешательством.