9) "Шинель" Гоголя с ее полярными образами -- Акакия
Акакиевича Башмачкина и "значительного лица": "„Шинель" развивает две
темы: тему униженности (Акакий Акакиевич); и -- тему высокопарицы
значительного лица, которое, Башмачкина напугавши до смерти, поздней до
смерти напугано: тенью Башмачкина. Аполлон Аполлонович соединяет в себе обе
темы "Шинели": он в аспекте "министра" -- значительное лицо; в аспекте
обывателя -- Акакий Акакиевич"; далее Белый обнаруживает у Аполлона
Аполлоновича ряд общих черт с Акакием Акакиевичем: косноязычие,
подхихикивание, геморрой и др. ("Мастерство Гоголя", с. 305).
Если спросят откуда эпиграфы:
Эпиграфы
1 глава – Пушкин Медный Всадник
2 глава – Пушкин «Езерский»(неоконченная поэма)
3 глава – Пушкин «Езерский»
4 глава – Пушкин «Не дай мне Бог сойти с ума…»
5 глава – Пушкин «Евгений Онегин»(гл.6. стихи Ленского)
6 глава – Пушкин «Медный Всадник»
7 глава – Пушкин «Пора,мой друг, пора! Покоя сердце просит…»
8 глава – Пушкин «Борис Годунов»
Пы.Сы.
Это можно не знать, но… Есть и у нас Казимир Клементьевичи…
Пепп Пеппович Пепп...-- В этом детском бреде Николая
Аполлоновича нашли отражение переживания Белого, вызывавшиеся его гимназическим преподавателем латыни Казимиром Клементьевичем
Павликовским; Белый ощущал его "мучителем", а себя соответственно "жертвой"
распространяемой им "атмосферы" ("На рубеже двух столетий", с. 298 -- 305).
"Он семь лет мучил каким-то несказанным ужасом, вызывая меня на истерические
припадки исступленности, которые он смирял единицей",-- признавался Белый в
письме к А. Блоку от 18 или 19 декабря 1904 г.). Белый
и С. Соловьев полушутливо усматривали в латинисте воплощение "темного"
начала; С. Соловьев писал Белому 2 сентября 1903 г. в связи с таким недавно
происшедшим "светлым" событием, как свадьба Блока: "...Казимир Клементьевич
болеет, и лицо его приняло темно-бронзовый оттенок. Он производит такое
впечатление, как будто он совершенно подавлен блоковской свадьбой и
чувствует, что его царствию приходит конец" В "Записках чудака", рассказывая о латинисте, Белый называет его
"Казимир Кузмич Пепп" и пространно повествует о своих гимназических
переживаниях и снах с участием Казимира КузмичаСр.: "...смутно чуялось мне:
Казимир Кузмич Пепп вел подкоп под меня; понял я: будет день; и -- взлетит
моя комната; стены развалятся; бреши и дыры проступят отчетливо; в дыры
войдут "Казимир Кузмичи" из подземного мира: в естественном, в
до-человеческом образе -- прямо к нам в классы; произойдут кавардаки..."
- Русский символизм: периодизация, эстетические принципы, художественная практика
- Лирическая героиня первых книг а.Ахматовой.
- Поэтика модернистского романа (Андрей Белый. «Петербург»).
- 8)Образ Красного домино. Образ красного домино восходит к рассказу э. По "Маска Красной Смерти".
- 9) "Шинель" Гоголя с ее полярными образами -- Акакия
- Философская проблематика рассказов и.А. Бунина 1910-х гг.
- Эволюция лирического героя в поэзии а. Блока.
- Изображение быта и нравов казачества в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон».
- Лирический герой н. Гумилева. Анализ одной из баллад поэта.
- Лирическое и эпическое в поэзии а. Ахматовой.
- Футуризм как явление русского авангарда.
- «Облако в штанах» - программное произведение в. Маяковского-футуриста.
- Лирический герой в дооктябрьском творчестве в. Маяковского.
- Мотивы, образность, стиль ранней лирики с. Есенина.
- Место поэзии к. Бальмонта в символизме.
- «Смысл любви» в рассказах и. Бунина.
- Деревня как архетип в повестях и. Бунина «Деревня» и «Суходол».
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом»
- Образ России в поэме а. Блока «Двенадцать».
- Черты экспрессионизма в рассказах л. Андреева 1900-х гг. («Бездна», «Мысль», «Тьма», «Жизнь Василия Фивейского» и др.)
- Библейские мотивы и образы в творчестве л. Андреева («Иуда Искариот», «Елеазар»).
- Личность и среда в повести е. Замятина «На куличках».
- Жанровое своеобразие романа «Мы» е. Замятина.
- Повесть а. Куприна «Поединок» в свете традиций русского реализма.
- Символические образы в «Стихах о Прекрасной Даме» а. Блока.
- Особенности стиля, проблема авторской позиции в «Конармии» и. Бабеля.
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг.
- Л.П. Егорова, п.К. Чекалов
- Имажинизм
- Конструктивизм
- Серапионовы братья
- Перевал
- Пролеткульт
- "Кузница" и вапп
- Другие группы вапп
- Судьба вокп
- Литературные объединения и журналы русского зарубежья
- Поэтический диалог а.Ахматовой и н. Гумилева («Сжала руки под темной вуалью…» и «Отравленный»).
- Тема интеллигенции в дооктябрьском цикле пьес м. Горького («Дачники», «Варвары», «Дети солнца»).
- Мещане (краткое)
- Анализ:
- Композиция и стиль романа ю. Олеши «Зависть».
- «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке!» Герой, язык, композиция поэмы а.Т. Твардовского «Василий Теркин».
- Творческая история и проблематика романа м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Женские образы в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Личность в водовороте истории в романе м. Шолохова «Тихий Дон».
- Мотив странствий в повести а. Платонова «Сокровенный человек».
- Человек и история в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Особенности художественного мира а. Платонова (анализ одного из рассказов).
- Концепция революции, дискурс в романе б. Пильняка «Голый год».
- Авторская позиция в романе ю. Олеши «Зависть».
- Евангельский текст в романе м. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Жанр поэмы в творчестве с. Есенина 1924-1925 гг.
- Новые темы, проблемы, концепция человека в литературе второй пол. 1950-1960-х гг.
- Классическая традиция в романе м. Булгакова «Белая гвардия».
- Тема революции и гражданской войны и способы ее художественного воплощения в литературе 1920-х гг. («Железный поток» а.Серафимовича, «Конармия» и.Бабеля, «Разгром» а.Фадеева).
- «Реквием» а. Ахматовой: личное и общественное.
- 1937 Год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена:
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин».
- Проблематика и поэтика стихов о. Мандельштама 1930-х гг.
- 27 Декабря 1938 года в пересылочном лагере "Вторая речка" под Владивостоком доведенный до грани безумия Мандельштам умирает. По свидетельству некоторых заключенных - на сорной куче.
- Сказово-орнаментальная проза первой пол. 1920-х гг.
- «Настало время нужды в героическом…». Место м. Горького в отечественной литературе.
- Образ поэта в творчестве в. Маяковского.