logo search
Ответы ИОЛ 20 век

«Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.

Продолжая традиции русской реалистической литературы, А. Н. Толстой создает роман “Петр I”, в котором органически сочетаются историческая правда (факты, события, подлинные герои) и художественный вымысел. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи, выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Писатель достоверно передает дух того далекого времени. Личность Петра оказалась столь значительной в истории России, что сама по себе воздействовала на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен был такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам. Действие романа разворачивается на огромном географическом пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных ее рубежей до Урала; это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа — Петра. Писатель показывает Петра на протяжении двадцати пяти лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве в 1682 году, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Объективная судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая неизбежность преобразований очевидна. Страна как будто замерла в ожидании коренных изменений в жизни. Это ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет осуществить ожидаемые в обществе грандиозные преобразования. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. В связи с этим интересно в романе противопоставление Василия Голицына Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. На этом фоне писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Автор показывает, как история сама выбирает Петра, как объективные обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий. Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные Петровского времени оживают под пером замечательного художника. В центре повествования — Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения А. Н. Толстого не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Роль народа в Петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже. В калейдоскопе многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создавали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы. А. Н. Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. Крестьяне, например, роптали и на самого царя, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, присоединялись к раскольникам, в поисках воли бежали на Дон. Но было в отношении народа к царю и что-то другое: ропща и осуждая государя — “мироеда”, “антихриста”, — простые люди видели в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в общении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры государя с людьми труда приоткрывают читателю его отношение к своему собственному народу. Голос народа звучит в авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра I ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с его точки зрения. Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе — эта справедливый и объективный суд народа над историей. В чем же новаторство романа «Петр Первый»?  В историческом романе правдиво, исторически верно воспроизводится прошедшая эпоха, ее события, исторические герои осмысливаются писателем в свете тех задач, которые ставит перед ним современность. Авторская позиция, позиция нашего современника, проявляется в общей исторической концепции, в проблематике романа, в трактовке главных и второстепенных действующих лиц, в подборе определенных ситуаций, раскрывающих истинное значение данного героя, в самом тоне повествования, в котором чувствуется то ирония с «острой усмешечкой», то грусть и боль, то патриотический пафос. Рисуя историческое прошлое, писатель стремится осмыслить его в целях коммунистического воспитания человека. Петровская эпоха, по словам Толстого, принадлежала к числу тех «трагических и творческих эпох», в которых «завязывался» русский характер. Лучшие черты русского национального характера- трудолюбие, талантливость, удаль, размах, острый, дерзкий ум, бесстрашие, упорство в достижении целей, тяга к знаниям, любовь к Родине - раскрывает Толстой в своих героях. Эпоха показана в романе в революционном развитии, А. Н. Толстой дает почувствовать читателю, что страна идет вперед, что ничто не может остановить ее движение. Исторический роман, написанный советским писателем, построен так, что утверждает неодолимость нового, его всепобеждающую силу - отсюда и его исторический оптимизм. Роман «Петр Первый» помогает наглядно увидеть достоинства и богатые возможности метода социалистического реализма. В процессе обзорного изучения романа А. Н. Толстого «Петр Первый» Читатели получают представление об особенностях исторического романа, о том, как решается в нем проблема выдающейся исторической личности и народных масс в истории. Знакомство с романом убедит нас в том, что социалистический реализм - не сумма статических признаков, что каждое новое значительное в идейно-художественном отношении произведение расширяет границы метода и его возможности, умножает традиции. Это обогащает знания десятиклассников о методе социалистического реализма. Читатели знакомятся с новаторством А. Н. Толстого в области языка и стиля исторического романа, получают представление о мастерстве Толстого - художника слова, восстановившего по «обрывкам документов» живую картину эпохи. Этому способствует анализ отдельных сцен, ситуаций, в которых учащимся предлагается выяснить приемы раскрытия образов, функций авторской речи, особенности построения массовых сцен у Толстого и их роль в романе.