Творчество м. Цветаевой.
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - драматург и прозаик, одна из самых известных русских поэтесс, трагическая полная взлетов и падений судьба которой не перестает волновать сознание читателей и исследователей ее творчества. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью: «Волшебство в стихах Брюсова». В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два. Не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. Самое ценное, самое несомненное в зрелом творчестве Цветаевой - ее неугасимая ненависть к «бархотной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. С течением времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции («лавина из лавин»), она начинает чутко прислушиваться к «новому звучанию воздуха». Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон», «О неподатливый язык ...», сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии. В мае 1927 года М. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». В конце мая была написана «Поэма Воздуха», посвященная перелету американского авиатора Чарльза Линдберга через Атлантический океан — из Нью-Йорка в Париж. Летом она работала над трагедией «Федра». В сентябре, вся семья, кроме Сергея Эфрона, переболела скарлатиной. В январе — феврале 1928 года вышла последняя прижизненная книга стихов М. Цветаевой — «После России». В январь — феврале произошло знакомство с молодым поэтом Н. П. Гронским. 7 ноября произошла знаменитая встреча с В. Маяковским в кафе «Вольтер» на его вечере. 24 ноября 1928 года газета «Евразия» поместила обращение М. Цветаевой к В. Маяковскому, несколько испортившее ее литературную судьбу (по ее словам, ее перестала печатать газета «Последние новости»). Важное значение для понимания поэзии Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл «стихи к сыну». Здесь она во весь голос говорит о Советском Союзе, как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед - в будущее, и в само мироздание - «на Марс». 28 августа 1941 года М. Цветаева вернулась в Елабугу. 31 августа, в воскресенье, когда дома никого не было покончила с собой, повесившись в сенях избы. Сила цветаевскких стихов поражала тем больше, что их сюжеты были, не только традиционны для женской лирики, но в какой-то степени даже обыденны. Но если раньше о любви рассказывал Он или от Его имени, то теперь голосом Цветаевой, о любви — как равная из равных — рассказывает Она, женщина. В первом альбоме Цветаевой встречаются стихи в форме сонета, что предполагает высокое мастерство, умение в четырнадцати строках сказать многое. Внимание к сонету требовало не только высокой стиховой культуры, но и емкость образа, четкость мысли. Стихи ранней Цветаевой звучали жизнеутверждающе, мажорно. Но уже в первых ее стихах была неизвестная прежде в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди поэтов-мужчин. Одна из главных черт «чистого лирика» — самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм. Они проявляются в постоянном ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире иных — нетворческих — людей, в мире быта. Своеобразие цветаевской позиции — и в том, что ее лирическая героиня всегда абсолютно тождественна личности поэта. Цветаева ратовала за предельную искренность поэзии, поэтому любое «я» стихотворений должно, по ее мнению, полновесно представительствовать за биографическое «я», с его настроениями, чувствами и цельным мироощущением. Поэзия Цветаевой — прежде всего вызов миру. О любви к мужу она скажет в раннем стихотворении: «Я с вызовом ношу его кольцо!»; размышляя о бренности земной жизни и земных страстей, пылко заявит: «Я знаю правду! Все прежние правды — ложь!». Любовь для Марины Цветаевой была важнейшей частью бытия. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Одним словом любовь у Цветаевой многогранна. Музыкальность, передавшаяся Марине Ивановне от матери сказывалась своеобразно — не в певучести и мелодичности. Наоборот ее стихи резки, порывисты, дисгармоничны. Она не столько писала стихи в обычном смысле, сколько их записывала — на слух и по слуху. Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она писать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: “Признай, минуй, отвергни Революция – все равно она уже в тебе – и извечно... Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, - нет”. Но пришла она к этому сознанию непросто.
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).