logo search
Ответы ИОЛ 20 век

Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.

В 20е годы пролетарские поэты становятся не актуальными, воспевая механизмы, нивелируя личность. Появляется потребность в новой лирике, в новом стихе и Сергей Есенин эту потребность выражает ярче всего. Главное, что поменялось – это интерес к внутреннему миру героев. Судьба личности в переходный период. Лирика Есенина - она автобиографичная. В литературу вступает Есенин до октябрьской революции и именно тогда складываются основные лирические черты лирического героя. ЧЕРТЫ: герой социально индифферентен; круг переживаний ограничивается любовью, отношением к природе, деревне; пафос приятия жизни во всей полноте, со всеми её противоречиями; авторская позиция заявляется прямо; один из центральных образов – Родина, но образ получает самые разные оформления и виды. Есенин использует приём метонимии, он называет Родины через какие-то детали, косвенные признаки (изба, кобыла, берёза). И уже в ранних стихах звучит предчувствие близких страданий, изменений. «Устал я жить в родном краю…». Ключевой мотив – прощание с Родиной, с такой, какой она была. Есенин создаёт особую теорию поэтического образа. Чрезвычайная метафоричность. Один и тот же образ получает двойственное, тройственное толкование. Здесь видны следы народного мифологического сознания. Мир уподобляется. Например: стога – церкви. Ещё одна черта мировоззрения Есенина – пантеизм. И в этом влияние народного сознания. Природа – как большой храм, в котором человек как бы служит мессу. Он одушевляет природу, одушевляет неживое. Стирается грань между человеком, животным, растением. «Вербы – журавли». Другой сквозной образ – образ дороги. Дорога не пространственная, а дорога времени, соединяет прошлое, будущее и настоящее. К 1917 году завершается первый этап творчества Есенина. Жизнерадостная поэзия приятия мира сменяется психологическими противоречиями. До октября лирический герой – гармоничная личность, после революции – бунтарь, пророк, противоречивая личность. Есенин изображает революцию в библейских образах, как конец старого мира. Буря, половодье. Ощущает себя пророком, который разговаривает с Богом о судьбах старого мира. В стихах появляется социальная проблематика, интерес к социальным потрясениям. Поэт принимает революцию с крестьянским уклонам. Поэма «Инония» - крестьянский рай и революцию он воспринимает как наступление рая на земле для крестьян. В поэме идёт противопоставление старого Бога, тщедушного жалкого, и нового Бога, крестьянского бога. Бог – хлебопашец, кормилец. «Преображение», «Небесный барабанщик». Но Есенин утверждает, что будущее за деревенской жизнью, а не в городе. С 1919 года возникает разлад лирического героя с городом. Стихотворение «Сорокоуст» - поминки по деревне, по человеку деревни. В целом ставит вопрос об умирании деревни в общефилософском масштабе. У лирического героя усиливаются мотивы озорства, хулиганства. В этот момент он сближается с имаженистми. Ему были близки поиски метафорического образа. В стихах 1920х – 23 гг лирический герой строится на контрастах. Есенин разочаровывается в социализме, в революции. Революция уничтожает всё живое. Образ лирического героя строится на таких контрастах как: жизнь и смерть, высокое и низкое. Герой всё больше раздваивается. Стихи скандалиста – 4 стиха. Плюс ещё 16 и возникает цикл «Москва кабатская». Буйство и искренность, цинизм и душевная чистота. «Сыпь гармоника». Лирический герой констатирует бессмысленность бунта, трагичность своей судьбы. В декабре 24го года пишет последнее стихотворение этого цикла: «Эта улица мне знакома». И здесь уже ищет выход из кризиса, из раздвоенности. Он возвращается к детству и малой родине. В это время он пишет лучший любовный цикл «Любовь хулигана». Там герой противопоставлен герою циклу «Москва кабатская». Это лирический дневник, возрождение души. Он начинает воспевать женщину, поэтизировать её. В цикле появляются Пушкинские мотивы, благородство по отношению к женщине. Завершается цикл стихотворением «Вечер, чёрные брови…». Последние годы жизни Есенина считаются творческим взлётом. Главный пафос – деревня не умерла, а жизнь движется вперёд. Русь он воспринимает двояко. Русь советская, новая и Русь уходящая. Главное дня него – найти своё место. Этому посвящено стихотворение 1924 года – «Письмо женщине». Там жалеет об ушедшем счастье, и надеются, верят в будущее. Следующий цикл – «Русь советская». Лирический герой не дитя природы уже, а аналитик. В последние годы пишет поэмы: «Анна Снегина». Это лиро-эпическая поэма. Изображение революции и судьба личности на фоне событий. Поэма построена как несколько фрагментов воспоминаний из жизни героев. Однозначно влияние Евгения Онегина Пушкина. Пытается так же дать картину русской жизни. Судьба человека на фоне эпохи. 24 – 25 году – «Персидские мотивы». Есенин едет в Баку, что бы посмотреть на экзотическую природу Кавказа. В этих стихотворениях чувствуется всё та же двойственность лирического героя. Он создаёт картины персидской жизни, но всё время вспоминает о России несчастной. Контрастные образы. Персия – мир любви и счастья, а Россия – это многострадальная родина. Меняется лирический образ, и героиня уже не просто русская женщина, а восточная красавица, загадочная. Сквозной мотив всего цикла – мотив смерти. Есенин не боится смерти, просит спокойной кончины и это тоже русская традиция – преодоление страха смерти. Второй мотив – всё то же приятие жизни. Таким образом Есенин проходит типичный путь русского человека – от мятежа к покою. «Зимний цикл» 1925 год – господствует покой, точка и тревога уходит. Последнее произведение Есенина – поэма «Чёрный человек» - Пушкинские мотивы. Лирический герой встречается с чёрным человеком, своим вторым «я», двойником, чёртом. Это второе «я» воплощает всё, что было неправильного в жизни Есенина. Этот человека – саморефлексия в жизни художника. В финале поэмы герой разбивает зеркало, тем самым как бы освобождаясь, но это сомнительно. После гибели Есенина утверждается лакированный взгляд на его, утверждается. Возникает термин «есенщина».