30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
Родился в Казани 29 апреля (12 мая) 1907 в семье агронома. Учился в киевской студии Н. А. Прахова (1919-1922) и в Москве, в школе-студии К. П. Чемко (1923-1928), где его наставником был Д. Н. Кардовский. Жил в Москве. Писал монументально-пропагандистские панно (Мастера стахановских урожаевдля Всесоюзной сельскохозяйственной выставки;Знатные люди Страны Советовдля советского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке; оба панно - 1939, не сохранились). Выступал как художник-станковист, наиболее известна его станковая живопись и графика на темы Второй мировой войны (серия рисунковНе забудем, не простим!, Уголь, черная акварель, 1942, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1943; картинаНа отвоеванной земле(Встреча), Темпера, 1944-1945, там же). Завоевал известность прежде всего как художник книги - начиная с иллюстраций кЖизни Матвея КожемякинаМ. Горького (уголь, 1936, Музей А. М. Горького, Москва), которые он создавал в контакте с автором. В передаче примет времени Шмаринов безукоризненно верен жизненной правде Писал монументально-пропагандистские панно ( "Мастера стахановских урожаев", "Знатные люди Страны Советов"). Выступал как художник-станковист, наиболее известна его станковая живопись и графика на темы Второй мировой войны (серия рисунков "Не забудем, не простим!", Картина "На отвоеванной земле" ( "Встреча"). Завоевал известность прежде всего как художник книги -- начиная с иллюстраций к "Жизни Матвея Кожемякина" М. Горького, которые он создавал в контакте с автором. В условиях тотального разворота к традиционализму художник обратился к «домирискуснической» стилистике времен П. П. Соколова (пользуясь той же техникой черной акварели). Впрочем, среди его консервативно-романтического традиционализма встречаются замечательные циклы, впечатляющие своим безысходным - уникальным для официального искусства тех лет - трагизмом либо бравурно-драматическим пафосом. Таковы, соответственно, рисунки к "Преступлению и наказанию" (1935-1936) и "Петру Первому" А. Н. Толстого (1940-1945). К ним примыкают и обстоятельно-историчные иллюстрации к "Войне и миру" Л. Н. Толстого (1953-1955). С переменным успехом оформлял также тексты А. С. Пушкина ( "Повести Белкина", 1937), У. Шекспира ( "Ромео и Джульетта", 1959-1960; "Двенадцатая ночь", 1964), Н. В. Гоголя ( "Тарас Бульба ", 1969) и других авторов, причем в монохромных техниках (уголь и черная акварель) всегда добивался большей выразительности, нежели в тех редких случаях (Шекспир), когда применял цвет. Из поздних его произведений особую известность в период «оттепели-застоя» получили рисунки к роману Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол" (1979). Занимая пост председателя правления Московского отделения Союза художников РСФСР (1959-1961, 1966-1968, 1972-1973), заслужил репутацию осторожного либерала. Лауреат Ленинской премии 1980 (по сумме творчества). В 1989 вышла его «автомонография» "Годы жизни и работы" (1989).
- 1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
- 3) Музыка романтизма.
- 4) Понятие синестезии.
- 5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
- 6) Музыка и поэзия.
- 7) Русская иконопись на библейские сюжеты
- 8) Русская иконопись на жития святых
- 10) Картины русских художников на Евангельские сюжеты
- 11) Картина Иванова «Явление Христа народу»
- 12) Иллюстрации Гюстава Доре к библии
- 14) Представители классицизма и их произведения
- 15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века
- 16) Роль Петра 1 (и Феофана Прокоповича) в изменении культуры, литературы, искусства 18 века
- 17) Искусство и литература Древней Руси
- 18) Классицизм - как основное направление в литературе и искусстве России 18 века.
- 19) Сентиментализм в Западной Европе и России 18 века
- 21) Карамзин и Радищев как писатели - сентименталисты
- 24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
- 26) Сатира в искусстве и литературе.
- 25) Теория «3-х штилей» в русской литературе 18 века.
- 27) Картины Виктора Васнецова по мотивам русского фольклора (Юрьева)
- 28) Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам. (Васильева)
- 29) Иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве»
- 30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
- 31) Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.
- 36) Реализм в русской литературе и искусстве
- 37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
- 38)Реализм 19 века, основные представители и произведения
- 41) Идейно-эстетическое основание импрессионизма
- 43) Толстой, Тургенев, Чехов как писатели-реалисты
- 44) Поэтическое искусство (4 стихотворения, которые мы писали)
- 46) Искусство лирической прозы: Бунин
- 47) Искусство лирической прозы: Зайцев
- 48) Искусство лирической прозы: Шмелёв
- 50) Символизм в западной Европе и России. Основные представители и их произведения
- 51) Идейно-эстетическое основание символизма
- 52) Модерн в архитектуре и прикладном искусстве
- 53) Конструктивизм в архитектуре.
- 54) Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- 55) Искусство афоризма
- 56) Искусство создания литературного портрета Солоухиным (При свете дня)
- 57) Театральное искусство: художественный синтез на примерах (сценическая речь, пластика, драматургия)
- 58) Проблема экранизации литературных произведений
- 59) Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы
- 60) Философия и литература в творчестве Пришвина (Кащеева цепь, последние 2 звена), афоризмы. «Искусство как поведение»
- 61) Искусство лирической прозы в русской литературе 20 века
- 62) Искусство и литература в творчестве Паустовского (Мещёрский цикл)
- 63) Миниатюра в русской прозе 2-й половины 20 века (Солженицын «крохотки»)
- 64) Искусство лирико-психологической прозы Казакова (Во сне ты горько плакал)