70. Обзор творчества в.В. Набокова .Художественный пересказ любого рассказа.
Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, порой почти триллерным сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций (1962, 1997).
В романах «Защита Лужина» (1929—1930), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (антиутопия; 1935—1936), «Пнин» (1957) — коллизия духовно одарённого одиночки с тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром — «мещанской цивилизацией», или миром «пошлости», где властвуют мнимости, иллюзии, фикции. Однако Набоков не остаётся на узко-социальном уровне, а переходит к разработке скорее метафизической темы соотношения разных «миров»: мира реального и мира писательского воображения, мира Берлина и мира воспоминания о России, мира обычных людей и мира шахматного и т. д. Свободное перетекание этих миров является модернистской чертой. Также чувство новизны и свободы этим произведениям даёт то, что в них Набоков разрабатывает яркие языковые приёмы, совершенствует свой стиль, достигая особой выпуклости, осязаемости кажущихся мимолётными описаний.
пересказ
Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый российский поэт» Антон Сергеевич Подтягин, Клара — «полногрудая, вся в чёрном шёлку, очень уютная барышня», работающая машинисткой и влюблённая в Ганина, а также балетные танцовщики Колин и Горноцветов. «Особый оттенок, таинственная жеманность» отделяет последних от других пансионеров, но, «говоря по совести, нельзя порицать голубиное счастье этой безобидной четы».
В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и официантом, и статистом. Оставшихся у него денег достаточно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возможность уехать дразнит неотвязно». Он объявляет хозяйке, что уедет в субботу.
От Алферова Ганин узнает, что в субботу приезжает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы показать ему фотографии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полностью погружается в воспоминания об этой любви, ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. На следующий день, во вторник, Ганин объявляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспоминать, как девять лет назад, когда ему было шестнадцать лет, он, выздоравливая после тифа в летней усадьбе под Воскресенском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «каштановая коса в чёрном банте», «татарские горящие глаза», смугловатое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожиданными грудными звуками». Машенька была очень весёлая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскресенске. Как-то с двумя подругами она забралась в беседку в парке. Ганин заговорил с девушками, они договорились на следующий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встречаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.
Когда в чёрную бурную ночь, накануне отъезда в Петербург к началу учебного года, он в последний раз встретился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приоткрыты, а к стеклу изнутри прижалось человеческое лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».
На следующий день он уехал в Петербург. Машенька переселилась в Петербург только в ноябре. Началась «снеговая эпоха их любви». Встречаться было трудно, подолгу блуждать на морозе было мучительно, поэтому оба вспоминали о лете. По вечерам они часами говорили по телефону. Всякая любовь требует уединения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказалась для Ганина облегчением.
Летом Машенька вернулась. Она позвонила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскресенске и она теперь живёт в пятидесяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на велосипеде. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, — сказала она. — Делай со мной все, что хочешь». Но в парке раздавались странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и неподвижно. «Мне все кажется, что кто-то идёт», — сказал он и поднялся.
Он встретился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следующей станции. Больше они не видались. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обменялись нежными письмами. Он был в Ялте, где «готовилась военная борьба», она где-то в Малороссии. Потом они потеряли друг друга.
В пятницу Колин и Горноцветов по случаю получения ангажемента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и предполагаемого отъезда Подтягина в Париж к племяннице решают устроить «празднество». Ганин с Подтягиным отправляется в полицейское управление, чтобы помочь тому с визой. Когда долгожданная виза получена, Подтягин случайно оставляет паспорт в трамвае. С ним случается сердечный припадок.
Праздничный ужин проходит невесело. Подтягину опять становится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алферова и отправляет его спать, а сам представляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезёт её.
Собрав вещи, Ганин прощается с пансионерами, сидящими у постели умирающего Подтягина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки остаётся час. Он усаживается на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспоминал тиф, усадьбу, предчувствие Машеньки. Постепенно «с беспощадной ясностью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умирающим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожидается момента, когда по железнодорожному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксомотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.
- 3. Прочитайте наизусть монолог Катерины из драмы а. Островского «Гроза»
- 6. Прочитайте наизусть несколько стихотворение а.Фета
- 8. Творчество ы. Алтынсарина. Анализ стихотворения
- 9. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны
- 10. Нравственное величие русской женщины в повести в. Распутина «Последний срок».
- 12. Расскажите наизусть одно из стихотворений любимого поэта.
- 13. Н.А.Некрасов. Личность поэта. Своеобразие его поэзии.
- 14. Биография Ахмета Байтурсынова.
- 15. Прочитайте наизусть одно из слов-назиданий Абая.
- 16. Многообразие крестьянских образов в поэме н. Некрасова «Кому на Руси жить
- 17. Творчество м.Шаханова.
- 18. Прочитать наизусть стихотворение б. Пастернака.
- 19.«Деревенская проза»:истоки,проблемы,герои.Герои Шукшина.
- 21. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны.
- 22. Драматургия а.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».
- 23. Творческий путь с.Торайгырова.
- 24. Рассказать наизусть стихотворение в. Маяковского.
- 25. Смысл теории Родиона Раскольникова и причины её крушения.
- 26. Магжан Жумабаев. Жизнь и творчество.
- 27. Рассказать наизусть стихотворение с. Есенина.
- 28. Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- 29. Творческая биография м.Макатаева. Анализ стихотворения поэта (по выбору).30.
- 30.Образ Петербурга в романе ф.М. Достоевского «Преступление и
- 31. Жизнь и творчество л.Н.Толстого. Краткий пересказ понравившегося произведения.
- 32. Казахская литература послевоенного периода.
- 33. Рассказать наизусть стихотворение м. Цветаевой.
- 34. Смысл противопоставления Наполеона и Кутузова в романе л.Н.Толстого «Война и мир».
- 35. Б. Майлин. Жизнь и творчество.
- 36. Прочитайте наизусть монолог а.Болконского в романе л.Н.Толстого «Война и мир» (по выбору)
- 37. Богатство внутреннего мира героев романа л. Н. Толстого «Война и мир».
- 38. Отражение в литературе сложного исторического прошлого казахского народа,
- 40. Символический смысл рассказов а.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «о любви».
- 41. Казахская литература начало хХв.Обзор.
- 42. Рассказать наизусть стихотворение а.Ахматовой.
- 43. Тема уходящего мира в пьесе а.П.Чехова «Вишнёвый сад».
- 44. Поэтическое послание ж. Жабаева защитникам Ленинграда. О чём оно? Каково
- 45. Рассказать наизусть стихотворение н. Заболоцкого.
- 46. Тема любви, нравственности и социальные проблемы в произведениях и.Бунина
- 47. Мухтар Ауэзов. Жизнь и творчество.
- 48. Рассказать наизусть стихотворение а.Блока.
- 49. Творчество ч.Айтматова. Краткий пересказ любого рассказа.
- 50. Рассказать о социально-нравственных проблемах эпохи, отражённых в романе м.
- 51. Описание природы в романе м. Ауэзова «Путь Абая». Прочитайте наизусть отрывок.
- 52. Спор о правде и назначении человека в пьесе м.Горького «На дне».
- 53. С. Муканов. Жизнь и творчество.
- 54. Расскажите наизусть стихотворение одного из любимых поэтов 20 века.
- 55. Трагическая судьба а. Соколова в повести «Судьба человека».
- 56. Г. Мусрепов. Жизнь и творчество.
- 57. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны.
- 58. Человек на войне. Автор и произведение на выбор.
- 60. Расскажите наизусть стихотворение а. Демидова.
- 61. Литература 50- 80- х годов.
- 62. Жизнь и творчество и. Есенберлина.
- 63. Рассказать наизусть стихотворение е. Евтушенко.
- 64. Творческий путь а.Солженицына. Анализ рассказа «Матрёнин двор».
- 65. Жизнь и творчество а. Нурпеисова.
- 66. Рассказать наизусть стихотворение с.Есенина.
- 67. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (по повести
- 68. Слова назидания Абая.
- 69. Расскажите наизусть стихотворение одного из любимых поэтов 20века.
- 70. Обзор творчества в.В. Набокова .Художественный пересказ любого рассказа.
- 71. Творческий путь о. Сулейменова.
- 72. Рассказать наизусть стихотворение а. Вознесенского.
- 73. Жизнь и творчество в.Шукшина. Анализ рассказа (по выбору).
- 74. Творчество і. Жансүгірова. Анализ поэмы «Құлагер».
- 75. Расскажите наизусть стихотворение одного из любимых поэтов.
- 76. Сказки м.Е.Салтыкова – Щедрина.
- 77. Жизнь и творчество м. Ауэзова.
- 78. Расскажите наизусть стихотворение одного из поэтов 19-20 века.
- 79. А.М. Горький. Анализ одного романтического рассказа. (по выбору).
- 80. Жизнь и творчество м. Жумабаева.
- 81. Рассказать наизусть стихотворение н. Рубцова.
- 82. Творческий путь в.Астафьева (краткий пересказ рассказа на выбор).
- 83. Жизнь и творчество Қадыр Мырза Әли.
- 84. Рассказать наизусть стихотворение ф.Тютчева
- 85. Художественное своеобразие одного из произведений а. Платонова. (Ювелирное море)
- 86. Жизнь и творчество Қасыма Аманжолова
- 87. Рассказать наизусть стихотворение т. Молдағалиева
- 88. Очерк жизни и творчества. М.Булгакова. Анализ произведения на выбор
- 89. Творчество ғ.Мустафина. Идейно- художественое содержание романа «Қарағанды».
- 90. Рассказать наизусть стихотворение и. Бунина