7. Реализм раннего Лескова. «Леди Макбет».
Не принимал классич. рус. реализм., знаменем кот. был роман. Он считал, что рус. роман – жанр ненац. Традиция заимст-я жанров не прервалась. Герой романа никак не представл. рус. жизнь. Рус. лит. д.б. воистину нац-на, но она такой еще не стала. Задача: сделать ее такой.. Гл. цель ТВ-ва: создание нац. хар-ра. Его прототип нужно искать в првинции. Изображал нравы провинц. России. Герой из народа только тогад эстетич. значим, когда представлен в социологич. плане. Нар. массы нужно изображать такими, какие они есть. Здесь нет худ. элемента, иначе бы он увел в сторону от проблемы освобождения крестьян. Романт. оппозиция – герой и народ. Народ – оч. емкая по смыслу величина, герой – носитель какой-то рацион. идеи, интеллект. Им предстоит др. подход к миру, это могучий порядок вещей, традиц. он провоцирует чел. на восстание. Народ и интеллигенция – носители двух противостоящих начал. Одно из кач-в нац. героя – талантливость, как следствие. непосредственности натуры. «Воительница» - внимание к личности, подход изнутри. Домна – чел. личность, она энергичный, увлекающийся характер, искренна и отзывчива. Это хар-р народный со всеми его живыми противоречиями. Метод – отголоски физиологич. очерка. Домна – имя, сохран. в мещан. среде. Женщины менее склонны к условностям, нежели мужчины. На первый взгляд она не похожа на праведницу, сама себя называет грешницей. Но она всегда занята чужими делами. Считает себя самой обыкновенной женщиной. В итоге всех истории она оказывается обиженной. Но Домна научилась гл.свет искусству –владеть лицом, в ней живет особая любовь ко всем своим занятиям, но она изворотлива и откровенно цинична. Ее добрые качества деформировались, она прижилась в Петербурге. Но власть натуры всегда сильнее власти обстоятельств. И она полюбила – раскрылась в своей индивидуальности. Виртуозно владеет нар. речью – живое слово, кот. и самого чел. делает живым. Слово у Лескова творится, это творч. слово. Чел. д.б. талантлив, особенно в искусстве слова. Внешность героини мало доходит до читателя, главное – речь. Лесков хотел, чтобы ее образ получил оценку. Чел, кот нужен. Важно – нужность человека. Кончила она немного комично – влюбилась в Валеру. «Леди Макбет» - повеств. от 3-лица (классич.), не хватает раскованности. Лесков хочет припасть к нар. фолькл. традициям. Катерина и Сергей – стандартизированы как фольк. персонажи. Ощутим повествователь. Он – личность, проф. рассказчик. История похожа на сказание. Речь рассказчика близка пословицам, поговоркам, в нар. духе. Ему св-ен лиризм и психологизм, что чуждо фольклору. Читая, мы сами себя чувствуем среди этих героев – преступаем границу. Лесков оттолкнулся от романа – ни к чему не обязывающий жанр очерка. Выше кач-в праведника в чел. быть не может. Установка писателя- невымышленная история. Есть отсылка к Шекспиру – лит. героиня, а Кат. Измайлова – купеч. жена. Отрицая ее лите-ть, автор промасливает ее образ, однако в нем нет ничего индивид-го. Это образ фольк. красавицы, из штампов. Любовник- тип доброго молодца. Сергей – готовый образ, это чел, кот. верить нельзя, потому что он мужчина. Убийство не из корысти, а чтобы полноценно жить. Ирония неоднозначна. «воительница» Оппозицией замкнутого человека является открытый. У всех писателей мира человек общительный, это гораздо цельная личность, чем человек замкнутый. Интересно, что Донна Платоновна – сводница, это занятие не красит её, она поставляет женщин разного рода богатым людям, не бесплатно. Центральный эпизод в этом рассказе заключается в её отношении с женщиной Леканидой, которую она зовет Леканидка. Молодая женщина, которая поссорилась с мужем и осталась одна, без средств, без профессии. Она обратилась к Донне Платоновне, чтобы та помогла. Та ей говорит – хорошо, но как я тебе могу помочь, ведь ты ничего не умеешь, могу найти только тебе покровителя. Когда Леканеда поняла, что это за покровитель, она возмутилась. – Ну тогда живи, как хочешь, ответила Донна. Тем неменее, она привела Леканиду на свою квартиру, кормила ей, подталкивала к этому - решай, раз живешь у меня, Лек.поняла, что у нее только один путь. Донна нашла ей покровителя, и Лек.возненавидела её., сказала, что это Донна подтолкнула её на эту дорогу, но Донна ответила – что как она это сделала? У тебя просто нет другого выбора, не только ты одна, а все так кончают, если ты сама не можешь честным трудом заработать на себя, то ты и ступаешь на эту дорогу, я тут не причем. Рассказчик пытается понять, что же из себя представляет эта женщина. Прежде всего она очень простодушная, когда она рассказывает, мы чувствуем, что это настоящая исповедь. Она настолько не стесняется своих поступков, как будто перед ней никого нет, все рассказывает, всю подноготную – и какие-то подробности интимной жизни. Постепенно вырисовывается такой странной, противоречивой женщины, которой присущи кое-какие минусы, но главное – это некий челнок, который связует людей, главное - общественная роль. Она ничего не зарабатывает, но она всегда хлопочет, кого-то с кем-то сводит, выполняет чьи-то поручения. Такой вот общественный человек, который обманывает, её поколачивают иногда. Тем неменее, симпатия рассказчика явно на стороне этой женщины, для Лескова характер человека должен быть противоречивым. Характер человека, в котором нет никаких темных пятен, подозрителен, тем более, что это взрослый человек. Человек всегда имеет какие-то разные грани, в этом богатство человеческой натуры. Финал этого рассказа тоже неодраматичный, когда её было уже под 50 лет, она влюбилась в какого-то юношу Валеру, он попал в больницу, она носит ему еду, так она о нем убивается, что рассказчик чувствует, что это не материнская любовь. У неё такая открытая душа, что она не скрывает. Её охватила такая страсть, неизвестно, что с ней будет дальше. Эти небольшие рассказы были только подходами к каким-то крупным вещам и таковые появились.
- 1. Философский реализм
- 2. Позитивистский реализм
- 3. Г.И.Успенский Творч.Трактовка темы «народ и интеллиг-ия» в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли».
- 5. Жанровая специфика и тематика «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
- 6. Сатирич.И психологич.Элементы в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
- 7. Реализм раннего Лескова. «Леди Макбет».
- 8. «Очарованный странник».
- 10. Жанр сказа у Лескова.
- 9. Рассказы о праведниках Лескова.
- 11. Бахтин о поэтике Достоевского.
- 12. Жанр. Специфика романов д. 60-х- 70-х.
- 15. «Идиот». Князь Мышкин. Трагич. Вина.
- 13. «Преступление и наказание».
- 14. Эпич. И драм. Элементы в «Идиоте».
- 16. «Братья Карамазовы». Точки зрения.
- 17. «ВиМ».Жанр. Специфика.
- 18. Худ прост-во в «ВиМ».
- 19. Эстетич. Концепция человека в «ВиМ».
- 20. Мысль народная в романе «ВиМ».
- 21. Женские образы в «ВиМ» Толстого.
- 23. Жанр «Анны Карениной».
- 22. «Анна Каренина».
- 24. Народные рас-зы Толстого
- 25. Реализм позднего Толстого.
- 86 Году написал первую после перелома повесть. «Смерть Ивана Ильича». В основу положен реальный случай. У него был брат Иван Ильич. Скучная сельская жизнь.
- 26. «Отец Сергий» Толстого.
- 27. Социальное и духовно-нравственное в отношениях героев ром. Толстого «Воскресение»
- 28. Роман Толстого «Воскресение» как итог развития русского классич.Реал-ма. Жанровая хар-ка романа.
- 29. Стилевые доминанты в ром.Толстого «Воскресение» и их идейная функция.
- 30. Ранний Чехов.
- 31 История души челов-ой» Чехова. «История души челов-ой» Чехова
- 32. Интерпретация любовной темы
- 33. Дуэльный конфликт у Чехова
- 34. «Маленькая трилогия» Чехова.
- 35. Драматургия Чехова.
- 36 Чехов, «3 сестры».
- 37 Новаторство ч.- драматурга
- 38. В. Гаршин.
- 39. Проб-ка и пафос повестей в.Г. Короленко.
- 40. Жанр и стиль «Братьев Карамазовых».