Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
Главное место в литературе 1917 — 1921 гг. занимала поэзия. «Это было время стихов!» — свидетельствовал современник. Повсеместно проводились поэтические конкурсы. Несмотря на полиграфические трудности, на страницах газет, журналов, сборников, альманахов публиковались стихи. Они печатались даже на продовольственных карточках. В голодное трудное время на заводах, в учебных заведениях, учреждениях, воинских частях на многочисленных в те годы собраниях выступали поэты. Особой популярностью в Москве пользовались кафе «Питтореск», «Бом», «Стойло Пегаса», «Кафе футуристов». Помимо чтения стихов там устраивались выставки рукописей, обсуждения услышанного, диспуты. Здесь можно было встретить многих известных поэтов тех лет: К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, В.Брюсова, С.Есенина, В.Каменского, В.Маяковского, А.Мариенгофа, В.Хлебникова и др. Недаром то время называли «кафейным» периодом русской поэзии. «Романтический максимализм настроений, вера в безграничные возможности объединенных усилий народов, ликующее чувство победы, пробуждение человеческого достоинства и творческих сил — все это питало поэзию первых лет», — вспоминал один из современников. Сегодня центральными фигурами поэзии тех лет признаны А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин, Д.Бедный, В.Хлебников. Но в бурлящем поэтическом котле того времени они выступали как равные с представителями массовой поэтической самодеятельности — пролеткультовцами, футуристами, имажинистами и т. п. Именно в поэзии ярче, полнее всего выразился двуединый пафос времени: восторженные оды в честь революции (В.Маяковский, Д.Бедный, поэты-пролеткультовцы М.Герасимов, В.Кириллов, Н.Полетаев) и столь же эмоциональные проклятия в ее адрес (М. Волошин, И. Бунин, З. Гиппиус и другие). Большинство поэтов, как ни странно, сходились во мнении, что переживаемая эпоха — начало грандиозных и необходимых перемен в России. Только одни предлагали цивилизованный путь: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью...» (А.Блок), а другие провозглашали: «Восславим политику тигрову: ломай, кувыркай, круши!» (А.Кириллов). Такова была программа пролеткультовцев — А.Кириллова, И.Садофьева, Н.Полетаева и др. Целью Пролеткульта — организации, возникшей накануне октябрьской революции, — было развитие культурно-просветительной и литературно-художественной самодеятельности в среде рабочих. Однако пролеткуль- товцы не только выдвигали лозунги, но и пытались, подобно футуристам, «сбросить с парохода современности» А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других классиков.
Мы во власти мятежного страстного хмеля.
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!».
Во имя нашего завтра — сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы! —
призывал В. Кириллов в стихотворении «Мы».
Попытки противопоставить всеразрушающему нигилизму идею наследования лучших традиций прошлого предпринимались, но они не имели особого успеха. Литературная ситуация в стране решительным образом переменилась по завершении гражданской войны.
- Периодизация русской литературы послеоктябрьской эпохи.
- Поэзия 1917 – начала 30-х годов. Основные вехи развития.
- Публицистика первых лет революции (темы, проблемы).
- Творчество а. Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта.
- Поэмы а. Блока.
- Теоретические программы и творческая практика «пролетарских» литературных группировок (Пролеткульт, Кузница, рапп)
- Ранняя советская проза (основные тенденции развития)
- Творчество б. Пастернака (1920 – 40-е годы)
- Проблематика и поэтика сатирической драматургии 1920-х годов.
- Художественно-документальное («Чапаев» д. Фурманова) и обобщенно-эпическое («Железный поток» а. Серафимовича) изображение революции в прозе 1920-х годов
- Проблема революционного насилия и гуманизма в прозе 1920-х годов (а. Фадеев «Разгром», и. Бабель «Конармия»)
- Проблематика романа к. Федина «Города и годы».
- Проблема «нового человека» в прозе 1920-х годов (к. Федин, а. Фадеев, м. Булгаков, ю. Олеша)
- Послеоктябрьская драматургия м. Горького: темы, проблемы, поэтика
- Своеобразие прозы м. Горького послеоктябрьского периода
- Проза социалистического реализма в 1930-е годы (жанровые тенденции, поэтика).
- Творчество м. Зощенко.
- Сатирический роман 1920-х годов. Творчество и. Ильфа и е. Петрова.
- Творчество в. Маяковского послеоктябрьского периода
- Своеобразие поэм в. Маяковского
- Черты идеологического романа в прозе е. Замятина, б. Пильняка.
- Трилогия а. Толстого «Хождение по мукам»: замысел и воплощение.
- Лирический герой послеоктябрьской поэзии с. Есенина: противоречия и эволюция.
- Проблематика и поэтика повестей м. Булгакова 1920-х годов.
- Драматургия м. Булгакова.
- Новаторство м. Булгакова-романиста
- Творчество о. Мандельштама
- Литературная сказка в 1930-е годы (е. Шварц).
- Героико-революционная драма 1920-х годов.
- Общая характеристика первой волны эмигрантской литературы.
- Основные газеты, журналы, издательства первой волны русской эмиграции.
- Творческие принципы в. Набокова и их художественная реализация.
- Изображение революции и гражданской войны в романе и. Шмелева «Солнце мертвых».
- Творчество м. Цветаевой.
- Утопическое и антиутопическое в романах а. Платонова.
- «Петр I» а. Толстого как исторический роман нового типа.
- Образ Родины и ее защитника в поэзии 1941 – 1953 годов.
- Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- Тематика, проблематика, художественное своеобразие ранней прозы м. Шолохова.
- Тенденции в прозе 1930-х годов (а. Малышкин, л. Сейфуллина, а. Серафимович и др.)
- Тема России и революции в поэзии 1917 – начала 30-х годов: два взгляда, две оценки, основные метафоры революции.
- Проблематика, герои, жанрово-стилевое своеобразие первых послеоктябрьских романов (Два мира, Голый год).
- Тема гражданской войны в советской литературе и литературе русского зарубежья («Солнце мертвых» и. С. Шмелева, «Белая гвардия м. А. Булгакова, «Железный поток» а. С. Серафимовича)
- Социальная сатира в драматургии 20-х годов (м. Булгаков «Зойкина квартира», «Багровый остров», н. Эрдман «Мандат», в. Маяковский «Клоп», «Баня»).