55) Искусство афоризма
Характерной чертой того, как построены афоризмы является их лаконичность и отточенность. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение.Художественно-стилистические средства, чаще всего применяемые к настоящее время при создании афоризмов, а именно определение, парадоксальность и некоторые стилистические фигуры.Афоризм, построенный на определении, Имеет четко выраженную двучленную форму. В первой части названо какое-либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть: «В верности истине - верность отечеству» (С. Цвейг); «Война - преступление, которое не искупается победой» (А. Франс);Нередко встречаются афоризмы, основанные на парадоксальности, Которая придает им оригинальность и новизну и лишь на первый взгляд воспринимается в качестве противоречия общепринятым мнениям: «Есть мертвые, которых надо убивать» (Л. Денуайе); «Незнание законов не избавляет от ответственности, зато знание - запросто» (С. Лед ); Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего используются антитеза, параллелизм и хиазм. Употребляются также эллипсис, риторический вопрос, градация, анафора и некоторые другие.Антитеза - Сопоставление контрастных понятий и образов, усиливающее впечатление: «Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести» (М. Эбнер-Эшенбах); «Сомнения украшают философов , но губят солдат »(Н. Грибачев).Параллелизм - Две разных мысли, создающие единый, выразительный образ: «В этом мире только одна вещь, перед которой должно преклоняться, - это гений, и только одна вещь, перед которой должно пасть на колени, - это доброта »(В. Гюго);« Если бы молодость знала, если бы старость могла »(А. Этьен).Хиазм - Противоположение основных элементов двух однородных словосочетаний (В математическом выражении параллелизм можно представить формулой А: В = С: Д, а хиазм А: В = В: А): «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание »(К. Маркс);« Живые не могут ничему научить мертвых, зато мертвые учат живых »(Шатобриан);« Не в силе правда, а в правде сила »(В. Кубанев).Эллипсис - Пропуск легко восстановимых слов, способствующий лаконизму и динамичности афоризмов: «Ничего слишком» (Солон); «Вой-, ну - к позорному столбу» (В. Гюго).Риторический вопрос - Вопрос, поставленный не для ответа, а как утверждение, он придает приподнятость и патетичность выражению: «Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?» (Эсхил); «Многим ли лучше станет мир, когда и нем останутся только знания и не останется милосердия? »(Б. Шоу).Градация - Расположение однородных слов, последующие из которых усиливают (реже понижают) смысловое значение суждения: «Главное в человеке - его чудесная способность искать истину, любить ее, видеть ее и жертвовать собой во имя ее» (Р. Роллан); «Мы помним всё . Ничто не позабыто. Но мы за мир. Всерьез! Для Всех! Навек! »(К. Симонов).Анафора - Повторы начальных слов, увеличивающие силу эмоционального впечатления: «Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света» (Л. Толстой).; «Ведь если я гореть не буду, и если ты гореть по будешь, и если мы гореть не будем, так кто же здесь рассеет тьму? »(Назым Хикмет). Афоризмы бывают на тему: будущего, дружбы, души, желаний, жизни, искушений, красоты, любви, счастья. Пример афоризмов в литературе: Данте "Божественная Комедия" (Стихи -афоризмы составляют основу всего произведения); Тургенев "Отцы и Дети" ( "Природа не храм, а мастерская", .).
- 1) Искусство. Виды искусства. Предмет искусства
- 3) Музыка романтизма.
- 4) Понятие синестезии.
- 5) Роль музыки в творчестве Тургенева.
- 6) Музыка и поэзия.
- 7) Русская иконопись на библейские сюжеты
- 8) Русская иконопись на жития святых
- 10) Картины русских художников на Евангельские сюжеты
- 11) Картина Иванова «Явление Христа народу»
- 12) Иллюстрации Гюстава Доре к библии
- 14) Представители классицизма и их произведения
- 15) Переход от сотериологического к эвдемоническому типу культур в России 18 века
- 16) Роль Петра 1 (и Феофана Прокоповича) в изменении культуры, литературы, искусства 18 века
- 17) Искусство и литература Древней Руси
- 18) Классицизм - как основное направление в литературе и искусстве России 18 века.
- 19) Сентиментализм в Западной Европе и России 18 века
- 21) Карамзин и Радищев как писатели - сентименталисты
- 24) Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский как деятели русского классицизма, создатели русского языка
- 26) Сатира в искусстве и литературе.
- 25) Теория «3-х штилей» в русской литературе 18 века.
- 27) Картины Виктора Васнецова по мотивам русского фольклора (Юрьева)
- 28) Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам. (Васильева)
- 29) Иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве»
- 30) Иллюстрации Шмаринова к «Войне и миру» Толстого (борисов )
- 31) Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.
- 36) Реализм в русской литературе и искусстве
- 37) Русский реализм 19 века. Этапы развития(Багдасарян)
- 38)Реализм 19 века, основные представители и произведения
- 41) Идейно-эстетическое основание импрессионизма
- 43) Толстой, Тургенев, Чехов как писатели-реалисты
- 44) Поэтическое искусство (4 стихотворения, которые мы писали)
- 46) Искусство лирической прозы: Бунин
- 47) Искусство лирической прозы: Зайцев
- 48) Искусство лирической прозы: Шмелёв
- 50) Символизм в западной Европе и России. Основные представители и их произведения
- 51) Идейно-эстетическое основание символизма
- 52) Модерн в архитектуре и прикладном искусстве
- 53) Конструктивизм в архитектуре.
- 54) Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- 55) Искусство афоризма
- 56) Искусство создания литературного портрета Солоухиным (При свете дня)
- 57) Театральное искусство: художественный синтез на примерах (сценическая речь, пластика, драматургия)
- 58) Проблема экранизации литературных произведений
- 59) Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы
- 60) Философия и литература в творчестве Пришвина (Кащеева цепь, последние 2 звена), афоризмы. «Искусство как поведение»
- 61) Искусство лирической прозы в русской литературе 20 века
- 62) Искусство и литература в творчестве Паустовского (Мещёрский цикл)
- 63) Миниатюра в русской прозе 2-й половины 20 века (Солженицын «крохотки»)
- 64) Искусство лирико-психологической прозы Казакова (Во сне ты горько плакал)