logo
бак

3. Поэзия а.В. Кольцова Литература

1. Белинский В.Г. А.В.Кольцов. Люб. изд.

2. А.В. Кольцов. Страницы жизни и творчества. К 185-летию со дня рождения. - Воронеж, 1984;

3. А.В. Кольцов и русская литература. - М., 1988;

4. А.В. Кольцов // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. – М., 1994;

5. Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. - Л., 1977;

6.Скатов Н.Н. Кольцов. - М., 1983;

7. Плоткин Л. А.В. Кольцов // Полн. собр. стихотворений. Люб. изд.

Примерная тематика курсовых работ

  1. Особенности русского романтизма: В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков.

  2. Мотивы и образы пушкинской поэзии 1820-х годов в контексте времени.

  3. Сказки Пушкина и народная культура.

  4. Картины русской жизни в «Евгении Онегине».

  5. Русская история в произведениях А.С.Пушкина «Борис Годунов» и «Капитанская дочка».

  6. Эпоха 30-х в лирике М.Ю. Лермонтова.

  7. «Герой нашего времени» как философский роман.

  8. Мастерство Гоголя-сатирика (на примере «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

  1. Справочно-информационные материалы

Глоссарий основных терминов дисциплины:

1. Аллюзия (от лат. allusio - намек) – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт.

2. Анакреонтизм – характер худ. произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого поэта Анакреонта. Излюбленные темы Анакреонта – радость бытия, любовь, вино. Один из лучших образцов анакреонтической лирики в России – «Вакхическая песня» А.С. Пушкина.

3. Антология (от греч. anthologia - цветник) – сборник отдельных произведений, первоначально небольших стихотворений, принадлежащих разным авторам. До середины 19 в. в России А. назывались сборники в основном античной поэзии и антологическими – стихотворения, переведенные на русский с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных (К.Н. Батюшков «О греческой антологии»).

4. Баллада (от итал. ballare - плясать) – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие Б. связаны с историческими событиями или преданиями («Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими, таинственными происшествиями (баллады В.А. Жуковского).

5. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Б. отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер, что роднит ее с притчей. В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Б. всегда носит аллегорический, иносказательный характер; в качестве персонажей в ней выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Среди басенных персонажей часто встречаются и люди. Высшего расцвета Б. достигла в творчестве И.А. Крылова.

7. Вечные образы – художественные образы, которые, будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей самых разных эпох (Дон Жуан – Дон Гуан Пушкина («Каменный гость»)).

8. Водевиль (от фр. vaudeville) – вид комедии – легкая развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами. В России В. развивался с начала 19 в. (А.А.Шаховской).

9. Драма (от греч. - действие) – 1. Род литературы, один из тех, наряду с эпосом и лирикой. Основу Д. составляет действие. В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновение героев…Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся событии, в Д. предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени действия, показанного через конфликты и в форме диалога. 2. Д. в узком смысле слова – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, более обычен. Д. соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому ее часто называют средним жанром. Она возникла в 18 в. в просветительской драматургии. Особый расцвет Д. получила в эпоху расцвета реализма 19 в. (драмы М. Лермонтова).

10. Ирония (от греч. eironeia– притворство, насмешка). Отрицательная оценка предмета ил явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается (басни И.А. Крылова).

11. Историзм литературы – понятие, обозначающее, как одно из важных свойств худ. литературы, ее способность в живых картинках, конкретных человеческих судьбах и характера передавать облик той или иной исторической эпохи. Применяется в двух смыслах: 1. В широком смысле И. присущ всем истинно худ. произведениям («Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»). 2. И. – понятие, сложившееся в литературе 19 в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей («Борис Годунов» А.С. Пушкина).

12. Лирика – (от греч.lyra – лира – муз. Инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературно-художественыхпроизведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, Л. рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека.

13. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям.

14. Лирическое отступление – авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним. Л.о. относится к внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания произведения («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

15. Лироэпический жанр – вид худ. произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В лироэпических произведениях жизнь отражена в стихотворном повествовании о поступках и - особенно – переживаниях героев и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя (баллады В.А.Жуковского, роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, поэмы).

16. Медитативная лирика (от лат. meditation - размышление) - термин, употреблявшийся в литературной критике 19 в. Им обозначали стихотворения-размышления на философскую и общежитейскую тему (элегии В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Пушкина, Е. Баратынского).

17. Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений.

18. Народность литературы – идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами наиболее демократических слоев. Особую популярность проблема Н. приобрела у романтиков.

19. «Натуральная школа» - течение в развитии русской реалистической литературы в 40-50-х гг. 19 в. Теоретическое обоснование принципов Н.ш. дал В. Белинский в статьях «Взгляд на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.». Писателей Н.ш. объединяло особенное внимание к жизни соц. низов, городской и деревенской бедноты. Представители Н.ш. развивали традиции Гоголя в изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское направление русской литературы.

20. Онегинская строфа – стихотворная композиция, созданная А.С. Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Состоит из 14 строк четырехстопного ямба, расположенного по схеме: три четверостишия (перекрестной, смежной, охватной рифмовки) и заключительное двустишие. Такая структура связана с последовательностью развития мысли: 1-й катрен – формулировка темы, 2 – развитие, 3 – кульминация, двустишие - афористический вывод.

21. Повесть – жанр повествовательной литературы, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. Широкое распространение П. получила в русской литературе 19 в. (повести А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя).

22. Поэма (греч. poiema – делаю, творю) - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею («Одиссея»). Известно много ее жанровых разновидностей: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, романтическая, лирико-драматическая. Поэмой также называют и произведения на всемирно-историческую тему («Божественная комедия» Данте). В эпоху романтизма поэмы приобретают социально-философский и символико-философский характер («Демон» М.Ю. Лермонтова). Для поэмы характерны широта охвата явлений действительности, значительность этих явлений и масштабность проблем.

23. Реализм (от лат. realis - вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Определение Ф. Энгельса «…реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» непосредственно относится к литературе 19 в. и является важным ориентиром при общей характеристике реализма как метода. Основные типы реалистического метода – реализм эпохи Ренессанса, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм и т.д. Русский Р. 19 в. связан с именем А.С. Пушкина, в творчестве которого закладываются основы критического Р., развитого в творчестве Гоголя и за ним в натуральной школе.

24. Реминисценция (от лат. reminiscentia- воспоминание) – повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста. К реминисценциям относятся и поэтические цитаты (творчество М.Ю. Лермонтова – творчество А.С. Пушкина).

25. Роман в стихах – наиболее развернутая и объемная форма лироэпического жанра, появившаяся в период перехода от романтизма к реализму. Р. в с. характеризуется широко развитым сюжетом, включающим ряд людей и событий, как бы пронизанным в то же время лирическими отступлениями, создающими в целом образ лирического героя. («Дон Жуан Байрона, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

26. Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы и Росси, а также в литературе США. Основатели русского Р. – В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков как автор анакреонтической лирики. Для Р. характерно: особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (романтический дуализм) – с другой. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира и донести до читателя свой идеал.

27. Сарказм (от греч. sarkasmos - издевательство) – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Как художественное средство комического, С. не только близок к иронии, он ее разновидность. Но если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в С. главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование (Н.В. Гоголь).

28. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора, другой разновидности комического, С. не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений (Н.В. Гоголь).

29. Творческая история – тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения. Источниками Т.и. служат материалы творческой лаборатории писателя: планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректуры, прижизненные издания, письма, дневники, воспоминания современников. Изучение Т.и. в качестве особой литературоведческой дисциплины обосновал в 1923 г. Н.К. Пиксанов, автор исследования «Творческая история «Горя от ума».

30. Элегия (от фригийск. elegn – тростниковая флейта) – жанровая форма лирики. Первоначально темы Э. разнообразны. В новой европейской литературе Э. становится формой выражения преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В.Г. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». В русской литературе Э. писали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин и др.

31. Эпиграмма (от греч. epigramma - надпись) – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В России Э. острополитическую окраску впервые придал А.С. Пушкин.

32. Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский Э. и литературно-критический (эссе В.А. Жуковского).

33. Юмор – наиболее жизнеутверждающая форма комического. В нем серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и даже ничтожном просматривается важное и глубокое. Юмористический смех не отрицает жизненного явления, юморист сознает лишь его несовершенство (Н.В. Гоголь).