Цель: Определить новаторский характер и идейно-художественное своеобразие бессмертного произведения Грибоедова.
Задачи: 1. Рассмотреть образную структуру комедии "Горе от ума". 2. Охарактеризовать сюжетно-композиционную организацию комедии. 3. Раскрыть речевое мастерство Грибоедова и его новаторство в области стиховой формы.
План к обсуждению
Образная структура комедии «Горе от ума».
Чацкий – качественно-новый тип в русской драматургии. Социально-психологическая характеристика образа Чацкого. Его отношение к важнейшим социально-политическим вопросам времени (отношение к крепостному праву, к политической власти, к службе, понимание гражданского долга, чести, критика космополитизма, моральные нормы жизненного поведения). Ум в понимании Чацкого. Декабристская ориентация общественных взглядов и нравственных норм жизни Чацкого. Психологический облик личности Чацкого. Раскройте подробно его отношение к Софье. Чем близок Вам Чацкий?
Принципы типизации образа Чацкого: типичность характера, социальная обусловленность его, психологический универсализм. Сопоставьте Чацкого с героем комедии Фонвизина «Недоросль» Стародумом (в чем их общность и различия?). Как проявился в воспроизведении Чацкого принцип его типичности? Ваше мнение о художественной полнокровности образа Чацкого. Согласны ли Вы с пушкинской оценкой его?
В чем сущность конфликта Чацкого с Молчалиным? Ваше отношение к идеалу умеренности и аккуратности, исповедуемому Молчалиным. Какова общественная основа этого идеала?
Дайте письменно сопоставительную характеристику языка Чацкого и Молчалина.
Социально-психологическая характеристика Софьи. Ее связь с фамусовской средой. Софьино понимание ума. Есть ли в Софье черты, сближающие ее с Чацким? В чем вы видите источник полемических толкований образа Софьи? Чья характеристика Софьи, на Ваш взгляд ближе к истине: И.А. Гончарова или М.В. Нечкиной? Ваше отношение к жизненной позиции Софьи?
Фамусов как олицетворение «века минувшего». Фамусовщина как социально-политическое явление. Как проявилось новаторство Грибоедова-драматурга в изображении Фамусова?
Какова функциональная роль в комедии Скалозуба? Горича? Репетилова: Что понимаете Вы под репетиловщиной как общественным явлением?
Сюжетно-композиционное своеобразие комедии «Горе от ума».
Проследите внимательно развитие двух интриг: любовной и социальной. Назовите сцены экспозиции, кульминации, развязки. В чем своеобразие сюжетного развития комедии двух интриг?
Как отражается в композиции иллюзия естественного течения жизни?
Как проявляется в композиции закон художественной симметрии?
Место и роль монологов Чацкого в композиционной структуре комедии.
Политическая функция быта в комедии.
«Рудименты» классицистской комедиографии в «Горе от ума»
К какой жанровой разновидности можно отнести комедию Грибоедова и почему (портретная комедия, легкая салонная комедия нравов, водевиль, любовно-бытовая комедия, социально-политическая комедия)?
3. Внесценические образы. Выпишите их. Проанализируйте их социальную (сословную) принадлежность. Определите важнейшие эстетические функции внесценических образов.
4. Речевое мастерство Грибоедова. Социально-психологическая детерминированность речи персонажей. Афористический стиль комедии (выпишите из комедии все афоризмы и крылатые выражения).
5. Новаторство Грибоедова в области стиховой формы комедии (сопоставьте ее в этом плане с комедией Капниста «Ябеда»).
6. Что Вы знаете о дальнейшей литературной жизни грибоедовских образов?
Литература
А.С. Грибоедов в русской критике. - М.: Гослитиздат, 1958.
Гончаров И.А. "Мильон терзаний" (люб. изд.) .
Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. - М.: Худож. лит., 1977.
Орлов Вл. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. - М.: Гослитиздат, 1954 (раздел о "Горе от ума")
Омаров Д.А. План комедии Грибоедова // А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Трагедии. - Л.: Наука, 1977.
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Комментарий. - М.: Просвещение, 1983.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма, ролевая игра.
Занятие №5. Основные этапы лирического творчества А.С. Пушкина – 2ч.
Цель: Показать эволюцию пушкинского творчества, тематическое разнообразие и художественное совершенство стихотворных текстов великого поэта России.
Задачи: 1. Рассмотреть вопрос периодизации творческого пути Пушкина. 2. Выделить этапы лирического творчества Пушкина с учетом ведущего критерия в решении данного вопроса. 3. Охарактеризовать основные периоды лирики Пушкина.
План к обсуждению
История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина.
Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении.
Основные критерии дифференциации лирического творчества Пушкина / биографический, процесс внутреннего развития, эволюция лирических жанров и др. /.
Характеристика основных этапов лирического творчества поэта.
Литература
Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988.
Непомнящий В. Лирика Пушкина. // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.
Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. - М., 1990 / гл. «Современные проблемы историко-литературного изучения» /.
Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т. 41. № 3.
Скатов Н.Н. «Это русский человек в его развитии» // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. - М., 1981.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. (консп.)
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод проектной деятельности.
Занятие № 6. Основные лирические циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов – 2ч.
Цель: Расширить представления студентов о лирических циклах в творчестве Пушкина.
Задачи: 1. Рассмотреть жанрово-композиционное своеобразие лирических циклов: «Подражание Корану», «Песни западных славян» и «Каменноостровский». 2. Подчеркнуть гуманистический пафос рассматриваемых произведений, их философскую глубину и художественное совершенство.
План к обсуждению
«Подражания Корану» / замысел, жанровое, композиционное своеобразие /.
«Песни западных славян» / фольклорная традиция, сюжет, композиция /.
«Каменноостровский» цикл / основные мотивы, проблема религиозности автора /.
Эмоциональный тон / пафос / пушкинской поэзии.
Литература
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (ст. 5). – Люб. изд. (консп.).
Измайлов Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.
Корман Б.О. Лирическое произведение: эмоциональный тон // Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников.- М., 1972.
Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. - Волгоград, 1987.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.- Л., 1986 (консп.).
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод проектной деятельности.
Занятие №7. Типы поэмного жанра в творчестве А.С. Пушкина – 2ч.
Цель: Дать общее представление об эволюции лироэпического творчества Пушкина.
Задачи: 1. Рассмотреть законченные поэмы Пушкина от «Руслана и Людмилы» до «Медного Всадника». 2. Показать идейно-тематическое и художественное богатство пушкинских поэм, их новаторский характер.
План к обсуждению
Особенности повествовательной формы «Руслана и Людмилы».
Байронический романтизм и его преодоление / «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», Цыганы» /.
Прозаизация поэзии в «Графе Нулине» и «Домике в Коломне».
«Полтава» как явление первого этапа пушкинского историзма.
Миф в идейной структуре поэмы «Анджело».
Философско-историческая символика «Медного Всадника». Фольклорная традиция в поэме.
Литература
Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999 (раздел о «Медном Всаднике»).
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. - М., 1974.
Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976 (гл. «Пушкин в работе над «Полтавой»).
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988 (раздел о Пушкине) (консп.).
Он же. Идейная структура поэмы «Анджело» // Пушкинский сборник. - Псков, 1973.
Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1998 (консп. раздела о поэмах Пушкина).
Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.
Манаенкова Е.Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник»: Дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 1994.
Осповат А.Л., Тименчик. Р.Д. «Печальну повесть сохранить…»: Об авторе и читателе «Медного Всадника». 2-е изд. - М., 1987.
Томашевский Б.В. Работы разных лет. - М., 1990 (гл. «Поэтическое наследие Пушкина / лирика и поэмы /»).
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.- Л., 1986 (консп.).
Эткинд Е.Г. Божественный глагол. - М., 1999 (гл. «Пушкин и Байрон»).
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №8. Новаторская сущность трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» - 2 ч.
Цель: На примере трагедии «Борис Годунов» рассмотреть пушкинскую концепцию драматургического искусства.
Задачи: 1. Выделить новаторские черты народной трагедии Пушкина. 2. Показать психологическую детализацию художественных образов в трагедии. 3. Проанализировать центральную проблему «Бориса Годунова» - проблему народа и власти, остановиться на авторской оценке событий в трагедии.
План к обсуждению
Пушкин о сущности и задачах драматического искусства. Его отношение к драматургии классицизма и романтизма. Пушкин о сочетании в драме правдоподобия и условности. Его отношение к шекспировским принципам воспроизведения характера. Пушкинское требование соответствия индивидуальной речи персонажей исторической и психологической правде.
Образ Бориса Годунова. Дайте подробную характеристику его как государственного деятеля и как человека. Охарактеризуйте его отношение к детям. Эволюционирует ли в трагедии характер Бориса Годунова? Как воплощены в этом характере принципы реалистической типизации?
Образ Самозванца. Его социально-психологическая характеристика. Что нового появляется в принципах его воспроизведения по сравнению с трагедией Сумарокова «Дмитрий Самозванец»? Как вы понимаете «шекспиризацию» характеров, созданных Пушкиным?
Образы бояр (Воротынский, Шуйский, Афанасий и Гаврила Пушкины, Басманов: общие черты в поведении, в мотивах деятельности). Образы представителей духовенства (патриарх Иов, Варлаам и Мисаил: историческая верность и типичность образов).
Проблема народа в трагедии «Борис Годунов». Назовите сцены, в которых прямо или косвенно затрагивается эта проблема. Что можно сказать об отношении народа к царской власти? Кто в трагедии является выразителем «мнения народного»? Сравните поведение народа в сцене «Лобное место» с его поведением в сцене «Девичье поле. Новодевичий монастырь». Как вы понимаете смысл финальной фразы «Народ безмолвствует»? Соотношение идейной направленности трагедии с исторической концепцией Карамзина.
Охарактеризуйте функциональную роль образов летописца Пимена и Юродивого.
Сюжет и композиция произведения. Обратите внимание на сцены (по счету от начала до конца), в которых впервые появляются и исчезают Борис Годунов и Самозванец. Какой принцип лежит в основе композиции произведения? Кого на основании композиционной структуры можно считать главным героем трагедии? Отличие композиции пушкинской трагедии от трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец». В чем близость пушкинского композиционного мышления к современному кинематографическому мышлению?
Литература
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 7. – М., 1955. - С. 505-534.
Благой Д. Мастерство Пушкина. - М.: Сов. писатель, 1955 (гл. «Борис Годунов»).
Винокур Г.О. Собр. тр. Т.3. Комментарии к «Борису Годунову» А.С. Пушкина. – М., 1999.
Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. - М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1953 (гл. «Борис Годунов»).
Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкин «Борис Годунов». Комментарий. - Л., 1969.
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1975. – С. 5-72.
Непомнящий В. Поэзия и судьба. – М., 1987.
Успенский Б.А. Избр. тр. Т.1. Семиотика истории; семиотика культуры. – М., 1996. – С. 142-183.
Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. Борис Годунов. Маленькие трагедии. – М., 1975.
Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Книга для учителя. – М., 1984.
Эткинд Е.Г. Божественный глагол. - М., 1999 (гл. «Свобода и закон»).
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма, ролевая игра.
Занятие № 9. «Евгений Онегин»: метод и стиль – 2ч.
Цель: Углубить представление студентов о вершинном произведении Пушкина – реалистическом романе в стихах «Евгений Онегин».
Задачи: 1. Рассмотреть образную систему романа, подчеркнув типичность изображаемых характеров. 2. Охарактеризовать композицию и ритмическую организацию пушкинского текста. 3. Выявить стилистические особенности романа.
План к обсуждению
Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин».
А) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей.
Б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера.
В) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина.
Г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему?
Д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»?
е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)?
Ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной.
З) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа?
Стилевые особенности романа «Евгений Онегин».
А) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом.
Б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом?
В) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина.
Г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала.
Д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа.
Композиция романа «Евгений Онегин».
А) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему?
Б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек?
В) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина.
Г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность.
«Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу.
Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»?
Литература
Архангельский А.Н. Герои Пушкина. – М., 1999 (консп.).
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8 и 9 – консп.).
Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. Изд.).
Баевский В. Сквозь магический кристалл. – М., 1981.
Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).
Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3.
Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. – М., 1983.
Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.
Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. – М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).
Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. – М., 1981.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод проектной деятельности.
Занятие №10. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова – 2ч.
Цель: Показать идейно-тематическое многообразие и художественное совершенство лирики Лермонтова, ее творческую эволюцию.
Задачи: 1. Рассмотреть основные мотивы лирики поэта в системе, предложенной отечественным литературоведением (У.Р. Фохт). 2. Определить своеобразие религиозной, любовной, пейзажной, гражданской лирики Лермонтова. 3. Проследить эволюцию отдельных мотивов в раннем и зрелом периодах лермонтовского творчества.
План к обсуждению
Понятие лирического мотива.
Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова.
Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.
Парус. Выхожу один я на дорогу.
Как часто пестрою толпою окружен. Дума. И скучно и грустно.
Смерть поэта. Пророк.
Когда волнуется желтеющая нива. Родина.
Литература
Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. Изд. (консп.).
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 / раздел «Мотивы» /.
Лермонтов в школе. М., 1976 /раздел о лирике/.
Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969.
5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10 (консп.).
6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975. С. 21-71 (консп.)
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие № 11. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» - 2ч.
Цель: На примере «Демона» расширить представление студентов об особенностях лермонтовского романтизма.
Задачи: 1. Рассмотреть творческую историю поэмы. 2. Выделить традиционные и новаторские черты романтической поэмы Лермонтова. 3. Охарактеризовать образ Демона в контексте лермонтовского творчества.
План к обсуждению
История создания поэмы. Отличие редакций поэмы.
Образ Демона – квинтэссенция романтического героя Лермонтова. Сопоставьте характеры Демона и других лермонтовских героев.
Сюжет поэмы и его символический смысл. Изображение природы и быта Кавказа и его значение в поэме.
Соотношение реального и фантастического в поэме.
Отношение автора к своему герою.
Литература
Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (раздел о «Демоне»).
Лермонтов в школе.- М., 1976 (раздел I).
Логиновская Е. Поэма Лермонтова «Демон». – М., 1977.
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.
Манн Ю. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – С. 207-225.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975 (гл. «Поэмы»).
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №12. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – 2ч.
Цель: Рассмотреть психологическую и философскую основу знаменитого романа Лермонтова.
Задачи: 1. Рассмотреть композиционные особенности произведения. 2. Охарактеризовать личность главного персонажа романа. 3. Проанализировать философские проблемы «Героя нашего времени». 4. Познакомить с оценкой лермонтовского романа современным отечественным литературоведением.
План к обсуждению
Хронология жизни Г.А. Печорина.
Субъективный строй романа / форма повествования /:
а) Каким увидел Печорина Максим Максимыч;
б) Каким увидел Печорина безымянный странствующий офицер;
в) Печорин в собственных глазах / дневник /.
3. Объективный строй романа:
а) Печорин и человек из народа Максим Максимыч;
б) Печорин и «естественные люди» / «Бэла», «Тамань» /;
в) Печорин и светское общество / «Княжна Мери» /.
4. Печорин и Евгений Онегин: общее и различия.
5. «Герой нашего времени» как философский роман. Новелла «Фаталист» и ее роль в романе.
Литература
Белинский В.Г. «Герой нашего времени: Сочинение М. Лермонтова». Люб. изд. (консп.).
Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ //Проблемы романтизма. Сб. статей. - М., 1967. - С. 293-319.
Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. - С. 156-185, или то же в кн.: Виноградов И. По живому следу. - М., 1987 (консп.).
Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976.
Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе/ // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения. - М., 1964. - С. 285-310.
Долинина Н.Г. Печорин и наше время. - Л., 1985.
Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. Волгоград, 1996 (гл. «Печорин как религиозный тип») (консп.).
Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1976 (консп.).
Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).
Лермонтов в школе.- М., 1976 (гл. «Проза»).
Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975.
Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. - Ставрополь, 1997. - С. 115-123.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма, метод проектной деятельности.
Занятие №13. Нравственно-философская проблематика и образный мир повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» - 2ч.
Цель: На примере повести «Старосветские помещики» проследить рост реалистических тенденций в творчестве Гоголя.
Задачи: 1. Рассмотреть сборник «Миргород» в системе гоголевских повестей, выделив в нем романтическое и реалистическое начала. 2. Раскрыть формы комического в «Старосветских помещиках», осветить причины трагедии человека в бездуховном обществе. 3. Определить авторскую оценку изображаемого.
План к обсуждению
Соотношение содержания сборника «Миргород» с содержанием «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабесок» (изображаемый мир явлений, отношение к нему автора, художественный метод).
Две части повести «Старосветские помещики». «Буколическая» жизнь помещиков в первой части повести.
Композиция повести. Место и роль в повести новеллы о молодом человеке, недолго горевавшем о своей возлюбленной.
Образ жизни героев повести (отношение друг к другу, к окружающим их людям, обстановка, занятия, интересы).
Образ Пульхерии Ивановны.
Образ Афанасия Ивановича.
Тема любви в повести (мифологические персонажи, новелла о молодом человеке, авторские рассуждения о страстях и привычках).
Пейзажные зарисовки в повести.
Фантастика в повести. Поэтические средства изобразительности (восклицательные и вопросительные конструкции, примеры инверсии и анафоры, характер употребляемых эпитетов, метафор, сравнений и гипербол).
Идейно-образная концепция повести. Отношение Гоголя к изображаемому.
Литература
Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.1. - М., 1953. – С. 290-295.
Барбашова Л., Гуминский В. Гоголь и четыре урока «Миргорода» // Лит. учеба. - 1983. - № 2. – С. 158-166.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959. – С. 74-112.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – С. 161-174.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1978. – С. 100-146.
Скатов Н.Н. Еще раз о русском реализме // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. - М., 1981. – С. 3-24.
Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. - М., 1961.
Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя // Храпченко М.Б. Собр. соч.: в 4 т. Т.1. – М., 1980 (гл. 3.). – С. 161-235.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие № 14. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». - 2ч.
- 3. Учебно-методические материалы практических занятий
- Методические указания к практическим занятиям Практические занятия
- Цель: Определить новаторский характер и идейно-художественное своеобразие бессмертного произведения Грибоедова.
- Цель: На примере комедии «Ревизор» дать студентам представление о своеобразии драматургического творчества Гоголя.
- 4. Учебно-методические материалы лабораторных занятий/ практикумов
- Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа эпического произведения. Задачи: 1. Выделить родовые и видовые свойства знаменитой повести Гоголя. 2. Отметить индивидуальные черты гоголевского стиля.
- 5. Учебно-методические материалы для организации срс
- План-график отчетности по срс
- 1. Художественные тексты (минимум).
- 2. Научная литература для конспектирования
- 3. Тексты для заучивания наизусть
- 4. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Сказки а.С. Пушкина Литература
- 2. Книга н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Литература
- 3. Поэзия а.В. Кольцова Литература