Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа эпического произведения. Задачи: 1. Выделить родовые и видовые свойства знаменитой повести Гоголя. 2. Отметить индивидуальные черты гоголевского стиля.
Задание
Прочитайте повесть Н.В. Гоголя «Шинель» и подготовьте ее анализ, выделив родовые (эпические), видовые (относящиеся к собственно жанру повести) и индивидуальные (свойственные Гоголю) элементы повествования. Покажите их сочетание и взаимодействие.
План
1. Родовые и видовые свойства эпического жанра:
1) Сюжетно-событийная основа, объем и принципы отбора жизненного материала, временные рамки произведения.
2) Эпичность в раскрытии человеческого характера:
а) изображение героя в многообразии его связей с окружающим миром. Человек и среда. Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий петербургский чиновник, типичный представитель «униженных и оскорбленных»;
б) показ внутреннего мира героя через поступки, действия, в сопоставлении с другими персонажами;
в) объективные формы выражения авторского отношения к герою произведения; многообразие эмоционально-смысловых оттенков гоголевского слова (ирония, юмор, сатирико-обличительный тон, элементы сочувствия и сострадания).
3) Значение внефабульных элементов в повести. Лирико-драматическое начало в эпических произведениях.
2. Особенности гоголевского повествования (индивидуальные черты стиля писателя):
1) «Простота вымысла» и «совершенная истина жизни» (В.Г. Белинский).
2) «Комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния» (В.Г. Белинский), «смех сквозь слезы».
3) Гоголевский лиризм.
4) Роль фантастического в повествовании.
3. Нестандартные интерпретации повести (Ч. Лотто) – инд. задание.
Тексты
Гоголь Н.В.«Шинель».
Литература
Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды, О русской повести и повестях г. Гоголя. Взгляд на русскую литературу 1847 г. (любое изд.).
2. Русская повесть XIXвека. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1973. – С. 3-9, 259-261.
3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIXв. – Л., 1971. – С. 204-209.
4. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. – М., 1977. – С. 133-137.
5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
6. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст. – Л., 1969. – С. 306-326.
7. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959. – С. 345-374.
8. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.- М., 1988.
9. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М., 1996.
10. Лото Ч. Лествица «Шинели» (предисловие к публикации И. Золотусского) // Вопросы философии. 1993. - №8. – С. 58-83.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод проектной деятельности.
Занятие №6. Русское дворянство и приемы его изображения в «Евгении Онегине» – 2ч.
Цель: 1. Отработать навыки анализа отдельных эпизодов лирического произведения большой формы.
Задачи: 1. Проследить тему русского дворянства в стихотворном романе Пушкина. 2. Выделить основные приемы в создании типических образов представителей дворян в «Евгении Онегине».
Задание
Раскройте специфику жанра «Евгения Онегина». Обратите внимание на способы вмешательства автора в текст произведения.
План
1. Столичное дворянство в романе (гл. 1, 8).
2. Образы помещиков (гл. 2, 5).
3. Приемы типизации и поэтические средства, которыми пользуется поэт для создания художественных образов романа.
4. Охарактеризуйте отношение автора к представителям света и поместным дворянам.
Тексты
Пушкин А.С.«Евгений Онегин».
Литература
1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина Ст. 8 и 9 // Полн. собр. соч. Т. VII. - М., 1955.
2. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).
3. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.
4. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).
5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).
6. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. - М., 1983.
7. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).
8. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981.
9. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.- Л., 1986.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №7. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова – 2ч.
Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа лирического произведения.
Задачи: 1. Проследить эволюцию темы поэта и поэзии в творчестве великого поэта. 2. Определить новаторство поэта в разработке данной темы.
Задание
Сделать анализ стихотворений по теме (см. предлагаемые тексты).
План
1. Как тема поэта и поэзии решалась Лермонтовым в разные периоды его творчества: раннее творчество (1828-1836), зрелое творчество (1837-1841).
2. Проследите, как трансформировались отдельные пушкинские образы в творчестве Лермонтова. Провести сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова.
3. Что нового внес Лермонтов в понимание роли поэта и поэзии?
Тексты
Лермонтов М.Ю.Поэт («Когда Рафаэль вдохновенный…»), 1830, Маия 16 число. К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»). «Нет, я не Байрон, я другой…». Нищий. Смерть Поэта. Журналист, читатель и писатель. Поэт. Пророк.Пушкин А.С.Пророк.
Литература
1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Полн. собр. соч. Т. IV.
2. Гернштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – М., 1986.
3. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.
4. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
5. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
6. Маймин Е.А. Орусском романтизме. – М., 1975.
7. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.
8. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.
9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод проектной деятельности.
Занятие №8. Печорин и Грушницкий (сопоставительный анализ) – 2ч.
Цель: 1. Отработка навыков сопоставительного анализа художественных образов.
Задачи: 1. Раскрыть глубину характера главного персонажа лермонтовского романа путем сравнения его с образом Грушницкого. 2. Остановиться на эпизоде дуэли с целью выявления мотивов поведения героев.
Задание
Прочитайте роман Лермонтова, остановитесь на повести «Княжна Мери», выделив эпизоды, связанные с образами Печорина и Грушницкого.
План
1. Проблема «героя времени» в романе М.Ю. Лермонтова.
2. Роль Образов Печорина и Грушницкого в раскрытии центральной проблемы романа.
3. Сопоставьте характеры Печорина и Грушницкого, покажите смысл этого сопоставления и как оно помогает лучше понять личность Печорина.
Тексты
Лермонтов М.Ю.«Герой нашего времени».
Литература
1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени»: Сочинение Лермонтова // Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. IV. - М., 1955.
2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969. - С. 156-185, или то же в Н.: Виноградов И. По живому следу. – М., 1987
3. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М., 1976.
4. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.
5. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.
6. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).
7. Лермонтов в школе.- М., 1976 (гл. «Проза»).
8. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – Л., 1975.
9. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. – М., 1967.
10. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.
11. Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. статей. – Л., 1969.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, ролевая игра.
Занятие № 9. Функции лирических отступлений в «Мертвых душах» – 2ч.
Цель: 1. Рассмотреть назначение лирических отступлений в художественном тексте.
Задачи: 1. Охарактеризовать личность писателя и способы его представления в гоголевской поэме. 2. Раскрыть художественное мастерство Гоголя в лирических отступлениях первого тома «Мертвых душ».
Задание
Прочитайте 1-й том «Мертвых душ», выделите лирические отступления в поэме. Выпишите основные художественные средства, используемые автором в отступлениях.
План
1. Раскройте значение лирических отступлений в раскрытии идейного содержания первого тома «Мертвых душ».
2. Какие проблемы русской действительности затрагивает в них автор?
3. Роль лирических отступлений в художественной структуре поэмы.
4. Выделите характерные художественно-изобразительные средства, которые использует писатель в лирических отступлениях.
5. Сопоставьте характер лирических отступлений в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя и романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Тексты
Гоголь Н.В.«Мертвые души».Пушкин А.С.«Евгений Онегин».
Литература
Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»: Поэма Н.В. Гоголя; Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» // Полн. собр. соч. – Т. IV.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959.
Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М., 1981.
Золотусский И.П. Гоголь. – М., 1984.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.- М., 1988.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М., 1987.
Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. - М., 1959.
Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
- 3. Учебно-методические материалы практических занятий
- Методические указания к практическим занятиям Практические занятия
- Цель: Определить новаторский характер и идейно-художественное своеобразие бессмертного произведения Грибоедова.
- Цель: На примере комедии «Ревизор» дать студентам представление о своеобразии драматургического творчества Гоголя.
- 4. Учебно-методические материалы лабораторных занятий/ практикумов
- Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа эпического произведения. Задачи: 1. Выделить родовые и видовые свойства знаменитой повести Гоголя. 2. Отметить индивидуальные черты гоголевского стиля.
- 5. Учебно-методические материалы для организации срс
- План-график отчетности по срс
- 1. Художественные тексты (минимум).
- 2. Научная литература для конспектирования
- 3. Тексты для заучивания наизусть
- 4. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Сказки а.С. Пушкина Литература
- 2. Книга н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Литература
- 3. Поэзия а.В. Кольцова Литература