Методические указания к практическим занятиям Практические занятия
Основной целью семинаров является углубление культурологических и историко-литературных знаний студентов. На занятиях отрабатываются навыки целостного анализа художественного произведения; осваивается критическое осмысление основных оценок произведений классиков традиционным и современным литературоведением; вырабатывается умение аргументировать самостоятельные суждения. Студенты должны знать наизусть стихотворения автора, изучаемого на занятии, в указанном объеме.
Занятие №1. Особенности романтизма в лирике В.А. Жуковского – 2ч.
Цель: Раскрыть характер романтизма лирического творчества Жуковского.
Задачи: 1. Рассмотреть ведущие мотивы лирики Жуковского. 2. Определить своеобразие лирического героя и особенности романтического двоемирия в его элегической поэзии . 3. Охарактеризовать художественный язык Жуковского-лирика.
План к обсуждению
1. Особенности романтического метода в русской литературе.
2. Ведущие темы и мотивы лирического творчества Жуковского.
3. Риторико-медитативная элегия Жуковского. Специфика элегических переводов Жуковского.
4. Элегии «Сельское кладбище» и «Вечер». Функции пейзажа в элегиях поэта.
5. Романтическое двоемирие и своеобразие лирического героя Жуковского.
6. Поэтический язык Жуковского-лирика.
Литература
1. Афанасьев В.В. Жуковский. - М., 1986.
2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М., 1955. Т. VII.
3. Бессараб М.Я. Жуковский: Книга о великом русском поэте. 2-е изд., доп. - М., 1983.
4. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб., 1994. С. 48-74.
5. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - М., 1999.
6. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно…». Поэзия В.А. Жуковского. - М., 1995.
7. Маймин Е.А. Созерцательный романтизм Жуковского // Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975.
8. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975.
9. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. – М., 1973.
10. Шаталов С.Е. В.А. Жуковский: жизнь и творческий путь. - М., 1983.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №2. Философская лирика К.Н. Батюшкова – 2ч.
Цель: Определить особенности философской лирики Батюшкова.
Задачи: 1. Проанализировать характер «легкой поэзии» Батюшкова. 2. Рассмотреть жанр «высокой» элегии и антологии в творчестве поэта. 3. Определить причины появления трагических мотивов в философской лирике Батюшкова.
План к обсуждению
1. Характер «легкой поэзии» К.Н. Батюшкова.
2. Связь философской лирики К.Н. Батюшкова с важнейшими событиями общественно-политической и литературной жизни России первых десятилетий XIXвека.
3. «Высокая» элегия в творчестве поэта.
4. Мотивы трагического восприятия мира и безысходности человеческого существования, причины их появления.
5. Место философской лирики поэта в развитии русского философского романтизма.
Литература
1. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 году // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13т. - М., 1955. Т.V.
2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья третья // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М., 1955. Т. VII.
3. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб., 1994. - С. 74-110.
4. Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. - М., 1987.
5. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995. - С. 331 - 336.
6. Рождественский В.А. «Наперсник милых аонид»: К.Н. Батюшков // Рождественский В.А. В созвездии Пушкина: Книга о русских поэтах. - М., 1972.
7. Семенко И.М. Батюшков // Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. -М., 1970.
8. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №3. Творчество И.А. Крылова-баснописца – 2ч.
Цель: На конкретных текстах раскрыть особенности басенного творчества Крылова.
Задачи: 1. Определить проблематику крыловских басен. 2. Рассмотреть язык в баснях Крылова, его органическую связь с русским фольклором. 3. Обсудить оценку критики (Белинский, Пушкин) басенного творчества поэта.
План к обсуждению
Место басен в творческом наследии И.А. Крылова.
Реализм и народность басен Крылова. А.С. Пушкин, В.Г. Белинский о Крылове.
Истоки, проблематика и идейная направленность басен Крылова.
Социально-политические басни («Рыбьи пляски», «Пестрые овцы», «Волк и Ягненок», «Слон на воеводстве», «Листы и Корни», «Крестьяне и Река», «Квартет» и др.).
Тема Отечественной войны 1812 года в баснях («Обоз», «Раздел», «Кот и Повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот»).
Басни, обличающие человеческие пороки («Свинья под дубом», «Лжец», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица» и др.).
Политические взгляды Крылова и их отражение в басенном творчестве («Конь и Всадник», «Колос», «Пушки и Паруса»).
Стиль крыловских басен.
Текстуальный анализ басни Крылова (по выбору).
Литература
Белинский В.Г. Басни Ивана Клылова // Полн. собр. соч. Т. 4; Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // Полн. собр. соч. Т. 8; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 2. // Полн. собр. соч. Т. 7.
Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности // Полн. собр. соч.: В 6 т. Т.6. – М., 1953.
Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Собр. соч.: В 4 т. Т.4. – М., 1954.
Пушкин А.С.О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова // Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.7. – М., 1951.
Архипов В.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974.
Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. – М., 1983.
Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. – М., 1975.
Развитие реализма в русской литературе: В 3т. Т. 1.– М., 1972 (гл. 2).
Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.
Степанов Н.Л. Басни Крылова. - М., 1969.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, ролевая игра.
Занятие №4. Идейно-художественное своеобразие комедии
А.С. Грибоедова "Горе от ума" – 2ч.
- 3. Учебно-методические материалы практических занятий
- Методические указания к практическим занятиям Практические занятия
- Цель: Определить новаторский характер и идейно-художественное своеобразие бессмертного произведения Грибоедова.
- Цель: На примере комедии «Ревизор» дать студентам представление о своеобразии драматургического творчества Гоголя.
- 4. Учебно-методические материалы лабораторных занятий/ практикумов
- Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа эпического произведения. Задачи: 1. Выделить родовые и видовые свойства знаменитой повести Гоголя. 2. Отметить индивидуальные черты гоголевского стиля.
- 5. Учебно-методические материалы для организации срс
- План-график отчетности по срс
- 1. Художественные тексты (минимум).
- 2. Научная литература для конспектирования
- 3. Тексты для заучивания наизусть
- 4. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Сказки а.С. Пушкина Литература
- 2. Книга н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Литература
- 3. Поэзия а.В. Кольцова Литература