Тема 11. Драматургия н.В. Гоголя. Комедия «Женитьба»
Структурно-композиционные особенности произведения.
Проследите, как реализуется принцип контраста в расстановке действующих лиц, сцен, эпизодов, в лексических перекличках.
Система персонажей.
Суть конфликта. Основные этапы развития действия. Кульминация.
Место любовной коллизии в гоголевской комедии.
Подколесин как национальный и общечеловеческий тип. Средства его характеристики.
Покажите взаимопроникновение комического и высокого, трагического в пьесе. Как объяснить эту сторону гоголевской эстетики?
Причины прыжка в окно: бытовой и философский планы.
Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М. – Л., 1966; 3). Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
Контрольные вопросы:
1. Проблема общественной нормы в комедии Н.В. Гоголя.
2. Философский смысл финала.
- Практические занятия по курсу «История русской литературы
- 1800–1830-Х годов»
- Тема 1. Художественное своеобразие баллад в.А. Жуковского («Людмила», «Светлана»)
- Тема 2. Комедия а.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Тема 3. Эволюция пушкинского романтизма. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»
- Тема 4.Новаторство а.С. Пушкина-драматурга. Трагедия «Борис Годунов»
- Тема 5. Эволюция пушкинской драматургии. Маленькая трагедия «Каменный гость»
- Тема 6. Стихи и проза: роман в стихах а.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Тема 7. Проза а.С. Пушкина. «Повести Белкина»
- Тема 8. Драматургия м.Ю. Лермонтова. Драма «Маскарад»
- Тема 9. Романтические поэмы м.Ю. Лермонтова
- Тема 10. Проза м.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»
- Тема 11. Драматургия н.В. Гоголя. Комедия «Женитьба»
- Тема 12. «Общественная комедия» н.В. Гоголя «Ревизор»
- Тема 13. Поэма н.В. Гоголя «Мертвые души»