Тема 3. Эволюция пушкинского романтизма. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»
«Кавказский пленник».
Пушкинское решение романтического мотива «двоемирия».
Приметы традиционного для романтической поэмы «этнографизма».
Точное место и время описанных событий. Какова мера этой точности и чем она объясняется?
Действие поэмы развивается непрерывно или – прерывисто? Почему?
Преобладающее время суток, в которое происходит действие основных эпизодов. Чем объясняется выбор этого времени?
Система образов и ее связь с романтической концепцией личности.
В какой форме представлена речь героев? Чем объясняется преобладание этой формы?
В чем причина разочарованности героя?
Чем обусловлена трагичность судьбы черкешенки? (А если бы она не встретила пленника?)
Почему черкешенка более активна, почему все важнейшие действия в сюжете совершаются по ее инициативе?
Как объяснить название поэмы, если характер черкешенки в большей мере отвечает традиционным представлениям о романтическом герое?
Роль эпилога. Его художественная и идейная функция.
В чем своеобразие русского романтического героя в понимании Пушкина?
Идея произведения.
Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. Л., 1981; 2). История романтизма в русской литературе. – М., 1975; 3). Бонди С. О Пушкине. Статьи и исследования. – М., 1978; 4). Мейлах Б.С. Творчество А.С. Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984; 5). Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975; 6). Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986.
Контрольные вопросы:
1. Отвечает ли поэма А.С. Пушкина жанровому канону романтической поэмы?
2. В чем, по мнению А.С. Пушкина, заключается главная проблема романтического героя?
«Цыганы»
Мотив «двоемирия» в поэме. Алеко изгнанник или беглец из мира цивилизации? Много ли мы знаем о его прошлом и что именно? Почему автор так скуп на подробности? Сравнить с «Кавказским пленником».
Точное место и время описанных событий. Охарактеризуйте действие с точки зрения непрерывности. Преобладающее время суток в основных эпизодах. Сравните с «Кавказским пленником».
Какую художественную функцию выполняет в поэме рассказ Старика о поэте-изгнаннике?
Особенности системы образов. Сравнить с «Кавказским пленником».
Чем обусловлено введение в поэму ремарок?
Своеобразие конфликта. На чьей стороне моральная правота? Какова позиция автора? Совпадает ли она с позицией одного из героев? Что дает эпилог для понимания авторской идеи?
Объясните название поэмы. Раскройте его связь с идеей произведения.
Особенности изображенного в поэме мира цыган. Чем объясняется значительная идеализация царящих там отношений и нравов?
Стал ли Алеко иным человеком, попав в иные жизненные условия? Удался ли его уход из мира цивилизации и почему? Раскройте авторскую концепцию.
Новое понимание романтического героя. Проблема художественного метода.
Причины и особенности трансформации жанра романтической поэмы.
Литература: см. предыдущее занятие.
Контрольные вопросы:
1. В каком направлении шла эволюция пушкинского романтизма?
2. Что изменилось в пушкинском понимании характера?
- Практические занятия по курсу «История русской литературы
- 1800–1830-Х годов»
- Тема 1. Художественное своеобразие баллад в.А. Жуковского («Людмила», «Светлана»)
- Тема 2. Комедия а.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Тема 3. Эволюция пушкинского романтизма. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»
- Тема 4.Новаторство а.С. Пушкина-драматурга. Трагедия «Борис Годунов»
- Тема 5. Эволюция пушкинской драматургии. Маленькая трагедия «Каменный гость»
- Тема 6. Стихи и проза: роман в стихах а.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Тема 7. Проза а.С. Пушкина. «Повести Белкина»
- Тема 8. Драматургия м.Ю. Лермонтова. Драма «Маскарад»
- Тема 9. Романтические поэмы м.Ю. Лермонтова
- Тема 10. Проза м.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»
- Тема 11. Драматургия н.В. Гоголя. Комедия «Женитьба»
- Тема 12. «Общественная комедия» н.В. Гоголя «Ревизор»
- Тема 13. Поэма н.В. Гоголя «Мертвые души»